The Christian Science Monitor | 24 июля 2013 г.
Польша стремится стать более влиятельным игроком в Европе
Сара Миллер Льяна
В 2003 году, когда Польша готовилась к вступлению в Евросоюз, президент Франции Жак Ширак посоветовал полякам "заткнуться" по поводу своей поддержки непопулярного американского вторжения в Ирак, пишет The Christian Science Monitor.
Поляки не послушались. Но польская риторика в последующие годы не была акцентирована ни на внешней политике, ни даже на ее вхождении в ЕС. Вместо этого Варшава металась меж двух исторических настроений: антигерманского и антироссийского, говорится в статье.
В 2007 году, когда политолог Бартек Новак работал в Европейском парламенте в Брюсселе, позиция Польши по всем вопросам основывалась на национализме, проистекающем из стереотипов Второй мировой войны и советской оккупации. "Имидж Польши был очень плохим, - говорит он. - Мне было очень трудно представлять свою страну".
Сегодня эта работа была бы попроще. "Польша не только избавилась от имиджа надоедливого атлантиста и воина холодной войны, но и стала восходящей звездой на арене внешней политики Евросоюза, сознательно укрепляя свои отношения с Германией - не как с бывшим врагом, а как с ключевым союзником по ЕС", - пишет Сара Миллер Льяна.
Некоторые даже называют Польшу "новым Парижем" - памятуя о той роли, которую играет эта двойка, Франция и Германия, в формировании дипломатической политики континента. Хотя большинство отвергают это сравнение как преувеличение - Польша еще не в состоянии определять европейскую политику - оно все же указывает на смещение центра силы в момент экономического кризиса в Европе, отмечает автор.
В 2009 году Польша была единственной экономикой ЕС, не впавшей в рецессию благодаря вливанию средств Евросоюза, обесцениванию злотого, которое сделало экспорт конкурентоспособным, и сильному банковскому сектору.
"Польша сегодня - это ответственный игрок с большими амбициями, - утверждает Новак, который работает в Центре международных отношений в Варшаве. - Мы обретаем все больше и больше влияния".
Польша не использует евро, а потому не входит в ключевую группу европейских государств, занимающихся вопросами валютного кризиса. Но при этом премьер-министр Дональд Туск и министр иностранных дел Радослав Сикорский разделяют взгляды канцлера Германии Ангелы Меркель на то, как вывести Европу из кризиса, и поддерживают ее стремление к экономии, сокращению расходов и финансовой ответственности, говорится в статье.
"Польша по многим вопросам близка к Германии, которая считает, что долговой кризис должен быть урегулирован не с помощью новых долгов", - отметил Кристиан Шмиц, глава фонда Фонда Конрада Аденауэра в Варшаве.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях