The Guardian | 24 июня 2003 г.
Как создать ядерную бомбу в домашних условиях: дайте двум физикам пропуск в библиотеку и два года сроку?
Оливер Беркиман
Сложно ли стране, некомпетентной в вопросах ядерного оружия, создать ядерную бомбу? Этот вопрос до сих пор остается одним из самых актуальных вопросов наших дней. 40 лет назад в рамках секретного проекта Пентагона это попытались выяснить американские военные. Оливер Беркиман побеседовал с теми, кто участвовал в этом проекте на протяжении 30 месяцев.
Прошлое Дэвида Добсона - не секрет. Ему 65 лет, он скромен и, поскольку нашел свое истинное призвание - преподавание физики в Белойт-колледже, штат Висконсин, считает, что не обязан окутывать свое прошлое темной завесой тайны. Тем не менее студенты, учившиеся у него вплоть до его выхода на пенсию, даже не подозревали, что когда, ему было чуть больше 20 лет, он, любитель, вооруженный только блокнотом и библиотечным читательским билетом, разрабатывал ядерную бомбу.
Сегодня его опыт 1964 года - именно тогда он был включен в состав тайной операции Пентагона, известной как "Проект страны N" - по-прежнему актуален. Вопрос, на который в ходе операции предстояло найти ответ, прост: может ли пара непрофессионалов, с мозгами, но без доступа к секретным исследованиям, "взломать" ядерные секреты? После кубинского ракетного кризиса дебаты о вооружении сопровождались паникой. Ядерные бомбы были только у четырех стран: Великобритании, Америки, Франции и СССР. Вооруженные силы США отчаянно надеялись на то, что если схему создания ядерной бомбы держать в секрете, то распространение ядерного оружия - в пятую страну, в шестую страну, в страну N (отсюда и название проекта), можно предотвратить.
Сегодня страхи того времени вернулись: возрождается "Аль-Каида", вне контроля Северная Корея, ходят слухи о наличии ядерного оружия у других стран? Мы цепляемся за предположение о том, что секрет создания ядерной бомбы по зубам далеко не любому смертному. Однако 40 лет назад самым обыкновенным "простым смертным" потребовалось чуть больше двух лет на то, чтобы сконструировать настоящую ядерную бомбу.
Первым участником "Проекта страны N" был Дэвид Добсон. Вторым стал Боб Сельден (поначалу был и третий участник, Дэвид Пипкорн, но он очень быстро отказался). И Сельден и Добсон имели ученые степени по физике - именно такие люди, наверное, приступили бы к созданию ядерного оружия в стране N. Однако у них не было никакого опыта работы в ядерной сфере, не говоря уже о доступе к секретным исследованиям.
"Все начиналось очень странно", - вспоминает Сельден, которому тогда было 28 лет. Он служил в армии и раздумывал над тем, как реализовать свой талант. И вдруг он получил приглашение на встречу от самого Эдварда Теллера, отца водородной бомбы и главной фигуры в ядерной программе США. "Мы провели вместе целый вечер. Он в деталях расспрашивал меня о физических аспектах производства ядерной бомбы, а я тогда ничего и не знал. В ходе беседы создалось впечатление, что я вообще ничего не знаю. Я уходил в очень расстроенных чувствах. Однако спустя два дня мне позвонили и сообщили, что я должен выехать в Ливермор".
Радиологическая лаборатория Ливермора - легендарный военный объект в Калифорнии. Туда же привезли и Девида Добсона - ему предложил работу сам директор института. Работа будет "интересной", пообещал он, но большего сказать не мог, так как у Добсона не было допуска к секретным материалам. А получить такой допуск он мог, только согласившись на работу. Когда он дал согласие, ему рассказали о его перспективах. "О боже, подумал я тогда! Это, похоже, будет нелегко", - вспоминает Добсон.
Они работали на стыке мира военных секретов и того, что было доступно всем и каждому. В Ливерморе у них был свой офис, но они не имели права прохода в другие помещения и лабиринты коридоров. Им было запрещено знакомиться с результатами секретных исследований, но то, что создавалось в их офисе - диаграммы на блокнотном листке, заметки на обратной стороне конверта, - автоматически получало гриф секретности. Даже несмотря на то, что бомбе, которую они создавали на бумаге, никогда не суждено было быть построенной и взорванной, они были обязаны следовать ритуалу проверки каждого этапа своей работы. Они должны были подробно объяснять в письменном виде, какую часть они хотят подвергнуть испытаниям, и через особых служащих лаборатории передавать свои отчеты и схемы каким-то вышестоящим инстанциям. Спустя некоторое время они получали результаты испытаний - хотя с точностью не могли определить, то ли это были результаты настоящих испытаний, то ли гипотетические расчеты.
Цель участников проекта - создать взрывное устройство, полезное с военной точки зрения, подчеркивалось в правилах проекта, с которыми недавно удалось ознакомиться историку-ядерщику Дэну Стоберу. Результаты его исследования опубликованы в The Bulletin of the Atomic Sciences. "Рабочие условия могут заключаться в том, что участников могут попросить создать ядерную бомбу, которая, будучи произведена в небольших количествах, должна помочь небольшой стране повлиять на международные отношения", - говорилось там.
Познания Добсона в сфере ядерного оружия были элементарными. "Я считал, что чтобы создать ядерную бомбу, достаточно каким-то образом быстро соединить делящийся материал", - улыбается он.
Офис Добсона и Сельдена помещался в бывших армейских казармах на внешней границе лаборатории. Боб Сельден нашел книгу о проекте "Манхэттен", который стал кульминацией американских ядерных разработок. "Эта книга стала для нас схемой работы, - говорит Добсон. - Однако мы знали, что она лишена важных сведений, потому что они были секретными. И это только один из моментов, которые вызывали у нас приступы паранойи".
С самого начала участникам проекта предстояло сделать выбор, какого типа бомбу разрабатывать: такую ли, как была сброшена на Хиросиму - в ней для соединения делящегося материала использовался гаубичный обрез; или более сложное устройство, подобное тому, какое было сброшено на Нагасаки. При дальнейших размышлениях открылось, что первый тип бомбы требует большого количества материалов и производит недостаточно сильный взрыв, тогда как для второго типа требуется меньше материала, да и взрыв получается сильнее.
Добсон и Сельден предположили, что их страна N уже приобрела нужное количество плутония - смелое предположение, учитывая, что в реальности это самая сложная часть усилий по созданию ядерного оружия.
Как ни иронично, двум любителям очень помогали публикации, выходившие в свет в рамках программы Эйзенхауэра "Мирный атом", в которых обсуждались польза и преимущества гражданской ядерной мощи.
К концу 1966 года, спустя два с половиной года после начала, проект был завершен. "Мы составили документ, в котором в точных инженерных терминах описали, как мы предлагаем создать ядерную бомбу и какие материалы для этого потребуются, - говорит Сельден. - Все было расписано очень подробно, так, чтобы эту штуку могли произвести хоть в ближайшем автомагазине".
Две недели их держали в неведении относительно того, удалось им создать бомбу или нет. Две недели их таскали по стране с лекциями, представляли в высших эшелонах Вашингтона, подвергали перекрестному допросу в службах безопасности и научных кругах.
Наконец, на "выпускном" в лаборатории, где присутствовал и Эдвард Теллер, к Добсону и Сельдеру подошел старший научный сотрудник Джим Фрэнк. "Спорю, что вы, ребята, хотите знать, чем все кончилось", - сказал он. "Да", - ответили "ребята". Фрэнк сообщил им, что, если бы бомба строилась по их чертежам, то она смогла бы произвести довольно сильный взрыв, примерно такой, как в Хиросиме.
"С одной стороны, ужасно было узнать, что на самом деле все оказалось так просто, - отмечает Добсон. - С другой стороны, гораздо лучше знать правду". А сегодняшняя правда, по его мнению, в том, что террористы - при везении и, что играет решающее значение, наличии нужных материалов - с легкостью могут произвести ядерную бомбу.
"В прошлом было две школы. Представители одной школы утверждали, что нужно держать в секрете идеи, представители второй настаивали на необходимости закрыть доступ к материалам. А теперь? Надеюсь, доступ к материалам можно держать на замке, но сомнения на этот счет есть у всех, - подчеркивает Добсон. - Достать нужное количество обогащенного урана, может быть, и сложно, но сконструировать бомбу, как показал проект Пентагона, элементарно. К тому же, многое уже было опубликовано. И если ты - выдающийся студент и просмотрел всю нужную литературу, разрозненные детали мозаики встают на свои места".
Это оказалось насколько просто, что и Сельден, и Добсон были поражены своими собственными возможностями. Сельден остался в армии, и в итоге оказался на другой крупной исследовательской базе - в Лос-Аламосе. Он до сих пор является членом Научного консультативного совета ВВС США и принимает участие в планировании защиты США от ядерного удара террористов. О Добсоне мы рассказывали выше. Как говорил Эйнштейн, если б он только знал, что его теории приведут к созданию атомной бомбы, он стал бы слесарем. Дэвид Добсон, создавший такую бомбу, стал учителем.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях