Süddeutsche Zeitung | 24 июня 2003 г.
Путин - президент в роли царя
Штефан Кляйн
Впервые за 129 лет глава России совершает государственный визит в Лондон
Тони Блэр не ходит с сумочкой, да и "железным" его пока никто не называл. Неудивительно, что он не пользуется большой популярностью среди россиян, в то время как имя Маргарет Тэтчер у многих до сих пор вызывает живую реакцию.
А что британцы думают о России? Они думают, что Иосиф Сталин является самым знаменитым из всех русских. Хотя теперь это может измениться, если во вторник из Москвы с государственным визитом приедет "бледный Путин" ? президент, который всегда выглядит так, будто его следует отправить отдохнуть на курорт.
В аэропорту его встретит принц Чарльз, а переночует он в качестве гостя королевы в Букингемском дворце. Будут банкеты и военные почести, как полагается при государственном визите, которого вот уже на протяжении 129 лет не удостаивался ни один русский. Хотя предшественники Путина Борис Ельцин и Михаил Горбачев и бывали в Лондоне и даже жали руку королеве, однако насладиться программой полноценного государственного визита так и не смогли.
Последним, кому оказывалась такая честь, был царь Александр II, которого принимала королева Виктория. Но когда после февральской революции 1917 года его внук Николай II вместе со всей своей семьей был расстрелян большевиками, британские монархи сильно обиделись и дистанцировались от России.
Лед тронулся лишь в 1994-м, когда королева приняла приглашение президента Ельцина совершить государственный визит в Москву. Встречным приглашением теперь воспользовался Путин.
Вообще, как только Путин был избран на высший пост, Блэр сразу стал уделять бывшему разведчику времен холодной войны большое внимание. Казалось, между двумя руководителями возникла сердечная дружба - видимо, в глазах Блэра Путин выглядит человеком, с которым можно иметь дело.
Однако вскоре дружбе пришлось держать экзамен на прочность, и упоение уступило место определенной трезвости, поскольку по вопросу об Ираке Блэр и Путин находились по разные стороны баррикад. Когда после окончания боев Блэр приехал в Москву, Путин на публике даже пошутил над британцами и их трудностями с поиском оружия массового уничтожения: "Может быть, Саддам сидит где-то в подземелье на своих ящиках с оружием и готов все это взорвать". Блэру эта шутка смешной не показалась.
Тем не менее между двумя странами сохраняются тесные рабочие контакты, и тот факт, что Москва снова сблизилась с Парижем и Берлином, по крайней мере внешне, не подорвало отношений с Лондоном. Путин даже заявил, что у него с Блэром такие открытые отношения, что они не боятся говорить друг другу "то, что на самом деле думают, а не то, что советуют дипломаты".
И что же они на самом деле думают? Путин, вероятно, прикидывает, как бы поучаствовать в восстановлении Ирака, а Блэр подозревает, что роль Великобритании как крупнейшего инвестора в России далеко не исчерпана. Именно об этом будет идти речь в перерывах между светской болтовней с членами королевской семьи и другими представителями бомонда.
А что с Чечней? Блэр обещал затронуть эту тему. Но скорее, как всегда, пошумит лишь горстка демонстрантов, и дело на этом закончится.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях