Die Welt | 24 июня 2004 г.
Малик Сайдуллаев о чеченском конфликте
Манфред Квиринг
Малик Сайдуллаев - живущий в Москве чеченский бизнесмен и кандидат в президенты на выборах 29 августа. В связи с нападением на Ингушетию он требует поворота в российской политике в Чечне. Если не будет мирного решения, он опасается, что будут и другие нападения по примеру кровавой акции в Ингушетии. Сайдуллаев уже баллотировался на президентских выборах в прошлом году, однако его вывели из предвыборной гонки с помощью юридического трюка - после того как он не согласился на посулы денег, высоких постов и обещания помощи в бизнесе.
- Предположительно чеченские повстанцы напали на Ингушетию. Что это означает для всей ситуации на Северном Кавказе?
- Все, что происходит в Чечне и Ингушетии, тесно связано между собой. Это практически один народ - вайнахи. Они больше всего страдают от того, что происходит в Чечне. События последних лет не раз доказывали, что мы должны найти другой подход к решению чеченских проблем. Пока народу не будет предоставлена свобода выразить свою волю, пока ему не дана возможность самому определять, кто должен говорить от его имени, подобные события будут снова и снова повторяться.
- В Ингушетии было нападение боевиков или восстание?
- Это было не восстание. Беззаконие, которое сейчас царит в Чечне и Ингушетии, сделало такое возможным.
- Кто были нападавшие - чеченцы или, как некоторые утверждают, ингуши?
- Были люди из Чечни и были жители Ингушетии, которые страдали больше всех. Кроме того, нападавших было значительно больше 200 человек, иначе они не смогли бы провести эту крупную военную операцию. И пока чеченская проблема не разрешена в рамках закона, существует опасность, что то же самое повторится в других регионах Северного Кавказа.
- Какие регионы вы имеете в виду?
- В первую очередь Дагестан, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Осетию и Ингушетию.
- Что, по вашему мнению, стояло за этим нападением? Была ли это месть?
- Для некоторых, быть может, да. Однако произошедшее - это последствие лживых сообщений, которые мы слышим от руководства Чеченской республики. Постоянно там заявляют, что у боевиков больше нет сил захватить даже самое маленькое село, что они больше не располагают крупными группировками. Это они докладывали и президенту, в то время как сами нарушали все законы. Теперь стало ясно, что эти сообщения были ложью и что они ввели в заблуждение в том числе и российское руководство.
- После десяти лет войны повстанцы по-прежнему пользуются поддержкой населения?
- Силы сопротивления - это ведь дети тех, кто живет в Чечне. Они пользуются поддержкой народа, без этой поддержки было бы невозможно вести такую войну. Их поддерживают, потому что до сих пор чеченскому народу не пошли навстречу ни в одном вопросе. Никто не спросил, нужен ли чеченцам Кадыров или нет.
- Что нужно сделать в этой ситуации?
- Нужно подойти к проблеме более разумно и серьезно. А именно: не с военными средствами, а через диалог с чеченским народом, через честные демократические выборы. Другой возможности нет.
- Считаете ли вы переговоры с Масхадовым необходимыми и реальными?
- Не только от Масхадова зависит, будет война остановлена или нет. Нужно говорить со всеми, с Масхадовым, с бригадными генералами, но главное - с народом. В последнее время чеченцам навязывали различные фигуры, которые не соответствовали чаяниям людей и были не способны обеспечить порядок. Чечне наконец нужен человек, которого действительно поддерживает народ.
- Что вы думаете о Рамзане Кадырове, сыне убитого в мае президента?
- О Рамзане нельзя сказать ничего хорошего. Последнее известие о его деятельности: три недели назад 300 человек армии Кадырова с полным вооружением примкнули к боевикам. Это подразделение, которым гордился не очень умный, малообразованный, незрелый Рамзан Кадыров.
- Как последние события в Ингушетии скажутся на ситуации на Кавказе в целом?
- Там все связано между собой. Кавказ - это как яблоко, которое невозможно разрезать и сохранить по кусочкам. Чтобы сохранить Кавказ как целое, нужно учитывать нравы и обычаи народов, которые живут там, в том числе и русскоязычного населения, которое там родилось и для которого северокавказские республики стали родиной. Для этого нам нужна трезвая политика в рамках российского законодательства и конституции Российской Федерации.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях