The New York Times | 24 июня 2016 г.
Продается российская нефтяная компания - опять
Эндрю Э. Крэмер
"Этим летом в России продается один возвращенный [государству] актив. У продавца высокая мотивация. Все должно пройти гладко, - повествует Эндрю Э. Крэмер в The New York Times. - Этот горящий товар, этот актив - нефтяная компания "Башнефть", принадлежавшая Владимиру Евтушенкову до того, как его осудили и поместили под домашний арест. А продавец - российское государство, которому отчаянно нужны деньги".
"Если назначить правильную цену, инвесторы передерутся за эту сделку, - полагает журналист. - И все же она, как и десятки других сделок по всей стране, укрепит сложившуюся на мировых рынках репутацию России как ненадежного партнера".
"В начале своего срока президент Владимир Путин придерживался политики контроля так называемых командных высот экономики за счет национализации, в ходе которой из стратегически важных отраслей были вытеснены российские и зарубежные владельцы [предприятий], - напоминает Крэмер. - Теперь он приглашает инвесторов обратно, так как в России экономический спад из-за наложенных два года назад западных санкций и низких цен на нефть".
"Это полное изменение политики в рамках кажущегося бесконечным российского цикла национализации и приватизации вызывает у инвесторов еще больше опасений по поводу удара врасплох, - говорится в статье. - В начале постсоветского периода приватизация воспринималась как возможность, которая предоставляется раз в жизни. Но при Путине эти возможности появляются снова и снова".
"Башнефть" прошла полный цикл. "Башнефть", шестая по величине нефтяная компания России, была впервые приватизирована в ходе серии продаж в начале 2000-х годов. Потом ее опять национализировали в 2014 году, когда Евтушенкова поместили под домашний арест. А теперь она опять продается", - напоминает автор.
"Сегодня каждый покупатель должен понимать риски, - полагает профессор Высшей школы экономики Александр Абрамов. - Через несколько лет и эту сделку могут расторгнуть по той или иной причине".
"Такая ненадежность - основная причина, по которой инвесторы опасаются российских акций, - утверждает Крэмер. - Смотрите, как по-разному воспринимают Бразилию и Россию. Обе эти развивающиеся страны - крупные экспортеры сырья, столкнувшиеся с серьезными экономическими трудностями. Однако инвесторы готовы платить за российскую компанию в два раза меньше, чем за бразильскую с таким же потенциалом доходности, по данным московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал". Пример российских трудностей с акциями - подконтрольный государству нефтяной гигант "Газпром", который когда-то был крупнейшей компанией в стране. Во вторник его рыночная стоимость составила 52 млрд долларов, тогда как на пике (в мая 2008 года) она достигла 367 млрд долларов".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях