Die Presse | 24 марта 2000 г.
Марионетка Путин, олигархи и война на Кавказе
Буркхард Бишоф
В интервью австрийской газете московский политолог Андрей Пионтковский рассуждает о Путине, которого ?не было бы без чеченской войны?, об иллюзорности победы на Кавказе, будущей мучительной партизанской войне и о том, как Запад предал свои собственные демократические ценности. Пионтковский уверен, что ?сильное государство не станет панацеей от всех российских проблем?.
- Господин Пионтковский, когда прошлым летом неожиданно для всех Владимир Путин стал премьер-министром России, Вы назвали его ?серым кардиналом? из-за его скрытности и склонности вести дела за кулисами. Изменилось ли что-то за это время, или Путин так и остался ?серым кардиналом??
- Этот вопрос напоминает мне конференцию в Далласе, когда российскую делегацию просто замучили вопросом: Кто такой Путин? Этот вопрос кажется мне немного лицемерным. Путин достаточно долго пробыл на посту премьер-министра и уже сделал и сказал достаточно, чтобы иметь возможность вынести о нем свое суждение. Я знаю, кто такой Путин: он начал войну в Чечне и использовал ее как инструмент своей предвыборной кампании. Без этой войны не было бы никакого Путина. Я знаю, что на своем пути к власти он готов пожертвовать жизнью тысяч солдат и гражданских лиц. Я знаю, что у него нет никакого уважения к правам человека. Я знаю, что он склонен ?затыкать рот? независимым СМИ. Итак, мы знаем достаточно, чтобы иметь озабоченность относительно будущего президентства Путина.
- Можно ли наблюдать что-либо похожее на программу, с помощью которой Путин собирается вывести Россию из кризиса?
- Путин сознательно избегает представлять программу. Одна из основ его предвыборной стратегии в том, чтобы увеличивать свою популярность исключительно на войне в Чечне, которая, в отличие от первой чеченской кампании, очень популярна среди населения. По остальным вопросам Путин представляет свою программу как можно неопределеннее, чтобы каждый человек мог думать о нем то, что он хочет.
- А Вы уверены, что популярность Путина связана только с чеченской войной?
- Абсолютно. Точнее, популярность Путина объясняется его возможностью с помощью телевидения представить эту войну в виде большой победы. Подумайте, почему Борис Ельцин внезапно покинул Кремль раньше срока. Чтобы подвигнуть его на этот шаг, должны были существовать веские аргументы. Этот аргумент заключался в том, что предвыборная кампания Путина должна быть сокращена с шести до двух месяцев. Невозможно было в течение полугода представлять чеченскую войну в виде большого успеха российской армии. Это было сложно сделать и в течение двух месяцев. Время было решающим фактором для Путина. Его популярность - искусственно созданный феномен.
- Путин постоянно говорит о возврате к сильному государству. Немногочисленные российские либералы опасаются, что Путин в действительности имеет ввиду милитаризацию общества и модернизированную версию полицейского государства. Видите ли Вы опасность такого развития?
- Да. И я категорически против концепции сильного государства в качестве панацеи для России. России нужно не сильное государство, а сильное общество. Его отсутствие наш очень большой недостаток. А государство итак очень сильно, если речь идет о полномочиях людей, стоящих у власти. Например, в ходе приватизации все эти люди стали очень богатыми. Взглянем на руины Грозного, - это тоже результат сильного государства. Нет, то, что нам нужно, это сильное общество, которое сможет препятствовать разграблению нации и страшной войне на Кавказе.
- Однако призывы Путина о необходимости сильного государства для борьбы с коррупцией находят хороший отклик у россиян, не так ли?
- Главная проблема России связана не с уличными преступлениями, а дворцовыми - в высших эшелонах российской власти. И определение ?коррупция? не достаточно, чтобы описать весь масштаб этой проблемы. Наша система функционирует на основе тайного сговора меду властью и капиталом. Борис Березовский, Владимир Потанин и другие олигархи являются бизнесменами и одновременно занимают ключевые посты в правительстве или имеют на этих постах своих доверенных лиц. Им даже не надо заниматься подкупом высокопоставленных чиновников. Они сами пишут и подписывают государственные разрешения.
- Итак, задачей будущего президента должно стать отделение власти от капитала?
- Да. Только этим должен заниматься непременно Путин, который сам является частью этого круга. В конце концом, олигархи ?нашли? Путина и сделали из него приемника Ельцина. Они организовали его предвыборную кампанию, поставили ?на ноги? проект ?Путин?, чтобы продолжать оставаться у власти и чтобы суметь защититься от конкурирующего клана московского мэра Лужкова.
- Таким образом, едва ли стоит ожидать, что, придя к власти, Путин начнет борьбу с криминальным окружением бывшего президента?
- Это очень интересный психологический вопрос. В настоящее время Путин все еще остается марионеткой клана Ельцина. Однако, судя по ситуации, после 26 марта это будет другой человек. Он станет абсолютным властителем России, что гарантируется ему конституцией страны. В случае с Ельциным эта власть уравновешивалась двумя факторами: существованием оппозиционного парламента и свободной прессы. Путин работает с парламентом, которым он вполне может манипулировать, и он уже предпринял меры, чтобы надеть намордник на прессу. Он захочет еще более неограниченной власти, чем Ельцин. С этих позиций будет интересно посмотреть, предпримет ли Путин какие-то шаги, чтобы освободиться от клана, который считает его своей креатурой. Однако эти люди не глупы. Естественно, они предусмотрели такую возможность развития событий. Я думаю, что они достаточно уверены в Путине. Возможно, у них есть достаточный ?компромат?, чтобы обеспечить его лояльность. С другой стороны, Путин прекрасно понимает. Что олигархи так просто не отпустят его из-под своего контроля.
- Есть ли у Путина собственная база, на которую опирается его власть?
- Действительно, независимо от олигархов, он пытается создать свой собственный базис власти. Он забирает всех этих людей из Петербурга в Москву, главным образом из спецслужб, на лояльность которых он может рассчитывать. После выборов мы, возможно, станем свидетелями быстрого развития отношений между олигархами, сделавшими Путина президентом, и собственной командой Путина. Только этот возможный конфликт ничего не будет иметь общего с борьбой против коррупции.
- Как, по Вашему мнению, будут развиваться события в Чечне?
- Наши военные заняли большую часть Чечни и практически в каждой деревне повесили российский флаг. В течение пары месяцев с помощью телевидения можно создать впечатление победы, однако настоящие проблемы начнутся только потом. Партизанская война. Проблема российских войск в том, что им надо сохранять контроль над территорией, население которой относится к ним исключительно враждебно. И это проблема, которую создал для России Путин.
- То есть Путин сделал чеченский конфликт еще менее разрешимым?
- Для многих единственным решением является геноцид чеченского народа. Многие известные политики и журналисты уже открыто говорят о такой возможности. Генералы говорят, что все мужское население Чечни старше десяти лет является врагами России. Даже в коммунистическое время такое было немыслимо. Закономерно возникает вопрос: двигалась ли Россия все эти десять лет в направлении западной цивилизации? Или она шла в противоположном направлении, становясь все более варварской страной?
- Как Вы оцениваете представления Путина о внешней политике? Стремится ли он к улучшению отношений с Западом?
- Послание Путина Западу очевидно: Я готов поддерживать конструктивные отношения с Западом в торгово-экономической сфере и в вопросах разоружения. Однако в моей стране я буду делать все, что считаю нужным. Это мое дело. Не вмешивайтесь в него. Реакция лидеров Запада звучит так: ?Господин Путин, мы услышали Ваш призыв и принимаем его!? Запад закрывает глаза на авторитарные тенденции в России. Он хочет иметь такие же отношения с Россией, как и с Китаем: западные фирмы ежегодно инвестируют в Китай более 50 млрд. долларов, не обращая внимания на нарушения прав человека.
- Как Вы оцениваете такую политику Запада?
- Такими действиями Запад предает те ценности, которые он сам беспрестанно проповедует. Я ни в коей мере не симпатизирую господину Хайдеру, но какие такие преступление против человечества он совершил, что ЕС так активно действует против Австрии? - спрашиваю я себя как русский. С другой стороны, господин Путин развязал войну, в которой топчут ногами права человека. Те же самые люди, которые наказывают Австрию за партию Хайдера, спешат в Москву, чтобы после объявить, какой выдающийся государственный деятель Путин. Это же лицемерие.
- Какие средне- и долгосрочные перспективы ожидают Вашу страну?
- При Ельцине Россия потеряла десять лет. Не было осуществлено никаких глубоких структурных реформ в экономике, никакой модернизации, никакого технологического обновления. Мир движется в сторону новой глобальной экономики, а наши правители борются за власть на фоне устаревшей, окаменевшей экономики. Я боюсь, что при новом президенте мы будем продолжать терять время.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях