Der Spiegel | 24 марта 2003 г.
"Мы достанем их только при помощи денег"
Михаэль Зонтхаймер, Ханс-Юрген Шламп, Карстен Маттхойс
Хозяева ресторанов выбрасывают кетчуп Heinz, владельцы баров предлагают анти-колу, демонстранты собираются перед бензозаправками Esso - после первых бомбардировок растет число случаев бойкота американских товаров. Через рассылку SMS и электронную почту борцы за мир распространяют списки предосудительных товаров, в них попали также многие видео- и кинофильмы.
"Что можно сделать с сумасшедшим, у которого в руках оказалось неимоверное количество оружия массового уничтожения?" - вопрошают на своем сайте "зеленые" из английского города Милтон Кейнс. И сразу же любезно дают ответ: "Не покупайте американские товары ". И, чтобы облегчить эту задачу британским противникам войны и Буша, "зеленые" из лондонского пригорода приводят здесь же список товаров, которые производятся фирмами США. Тот, кто собирается им руководствоваться, при каждом походе в магазин должен быть чертовски внимательным. В списке более 330 фирм и товаров. Кроме того, руководство по бойкоту заканчивается указанием, что не следует смотреть многие кино- и видеофильмы, а также DVD.
Посетители немецких ресторанов тоже имеют возможность ощутить протест против войны и последствия политических разногласий между Америкой и Европой. Житель Бонна, хозяин пивной Бруно Кесслер, исключил из ассортимента все американские товары. В его заведении Zuntz' selige Witwe с четверга больше не подается американское виски и кока-кола. Плакат "Нет войне" обращает внимание гостей на бойкот уже у входа в пивную.
Ответ американцам
В Гамбурге многочисленные французские рестораны изъяли из своих меню такие американские товары, как кетчуп, рис, виски и кока-кола. Это, с одной стороны, протест против милитаристского курса правительства США, но также и ответ на бойкот французских товаров в США. "Американцы тоже протестуют против французского "нет" войне, отказываясь покупать наш сыр и наши вина", - говорит французский повар Луи Булльон.
Маркус Ризе и Хайко Мюллер затеяли собственный бойкот. Когда они, два руководители фирмы по производству велосипедов Riese und Mueller, узнали о бомбежках Багдада, они решили больше не покупать в США детали к велосипедам. "Американцев можно достать только при помощи денег", - говорит Мюллер в обоснование своего шага. Он надеется, что их бывшие партнеры в США предъявят протест собственному правительству. "Если кто-нибудь из них напишет нам, что он тоже протестует против войны, мы возобновим у него покупки", - говорит Мюллер.
Пирамида SMS-сообщений
Тем временем в Италии левые, зеленые и христианские организации призывают к бойкоту посредством пирамиды SMS-сообщений. "Не покупайте американские товары, - гласит призыв на дисплее сотового телефона, - и перешлите это сообщения десяти своим знакомым".
Американский нефтяной концерн Exxon Mobil, известный в Европе под названием Esso, тоже находится в черном списке. Противники войны упрекают руководство крупнейшего в мире нефтяного концерна в том, что оно наращивает зависимость США от нефти и тем самым дает импульс военному курсу Вашингтона. В нескольких итальянских городах дело дошло до протестов перед бензозаправками Esso, на бензоколонках появились надписи "Ни капли крови за нефть".
Идея Ганди
Идея оказания политического воздействия через потребительский бойкот далеко не нова. Уже Махатма Ганди во время борьбы за независимость Индии призывал к отказу от британских товаров. Но такие инициативы имеют в основном символическое, а не экономическое или политическое значение. Они на некоторое время могут успокоить совесть или помогают справиться с чувством бессилия, но требуются годы, чтобы достичь видимого результата.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях