Financial Times | 24 марта 2004 г.
Суета вокруг Петра
Редакция
Петр Великий перевернулся бы в гробу, если бы слышал, что вчера говорили руководители российского флота о корабле, названном его именем. Всего через 300 лет после того, как царь Петр основал российский флот, адмирал Владимир Куроедов заявил, что атомный крейсер "Петр Великий", флагман Северного флота, находится в настолько плохом состоянии, что "может в любой момент взлететь на воздух".
Впоследствии адмирал поправился и уточнил, что состояние ядерного реактора крейсера не создает угрозы безопасности, но нуждается всего в двухнедельном профилактическом ремонте. Это звучит разумно. Если бы угроза ядерного взрыва была реальной, мы бы, вероятно вообще ничего заранее об этом не узнали. Мы ведь помним, как не любит Россия рассказывать о серьезных инцидентах вроде этого.
Тем не менее слова адмирала - печальное напоминание о том, что якобы действующий российский флот может представлять собой не меньшую опасность для собственных военно-морских сил, чем списанные подводные лодки - для экологии.
Возможно, адмирал Куроедов просто пытается таким образом отыграться на подчиненных, которые обвиняют его в потоплении списанной подводной лодки и в более масштабных потерях во время аварии "Курска" в 2000 году. С другой стороны, это заявление можно рассматривать как обращенную к Путину просьбу подкрепить слова ресурсами.
Президент много говорит о своем желании восстановить мощь и укрепить моральный дух армии, в которой в 1990-х царили упадок и хаос. Будучи уроженцем портового Санкт-Петербурга, он всегда испытывал особые чувства к флоту.
Очевидно, испытывая жгучую боль от провалов прошлого - в 1999 году Россия направила в Адриатическое море только один корабль-разведчик для наблюдения за действиями НАТО в Косово, - Путин, придя к власти в 2000 году, немедленно взялся за флот.
При этом Путин сделал все, чтобы львиная доля ресурсов направлялась наземным силам, ведущим войну в Чечне. Так что положение ВМФ РФ не слишком улучшилось с 1990-х, когда "Петра Великого" пришлось достраивать на средства, собранные от пожертвований.
Разумеется, это не тот случай, когда западные страны должны скинуться на поддержание российского флота в должной форме. Некоторые орудия этого флота, возможно, все еще нацелены на запад. Напротив, в наших интересах финансово обеспечить снижение атомного арсенала России, так, чтобы ученые-ядерщики и ядерное горючее не оказались вдруг где-нибудь еще. Больше десяти лет США действуют именно в этом направлении в рамках долгосрочной программы Нанна-Лугара. Британия и другие страны Европы внесли свой вклад в списание некоторых ядерных кораблей.
Это очень разумное вложение средств, несмотря на все недовольство Запада авторитаризмом Путина. А лучшее, что могла бы сделать Россия, - это уменьшить свой флот до размеров, которые она может себе позволить.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях