Libération | 24 марта 2006 г.
Франция: манифестации сопровождаются вспышками насилия
Дидье Арно, Тристан Колома, Мари-Жоэль Гро, Амария Тлемсани
Движение протеста не ослабевает. И о себе заявляют "погромщики". Вчера, когда школьники и студенты устраивали очередную демонстрацию силы (по оценке профсоюза учащихся лицеев FIDL и Национального профсоюза студентов Франции (UNEF), в демонстрации приняло участие 500 тысяч человек, что в два раза превышает оценку МВД), во многих местах произошли инциденты. Их провоцировали молодые люди, вышедшие на улицы драться с полицией и грабить манифестантов. Как и в марте 2005 года, во время акций протеста против закона Фийона (закона о школьной реформе, разработанного министром образования Франсуа Фийоном. - Прим. ред.), шествие по Парижу было отмечено жестокими ограблениями. 21-летний демонстрант, получивший серьезное ранение в голову, был доставлен в больницу в "тяжелом" состоянии.
Хаос
Париж, два часа дня, площадь Италии. Толпа стремительно разрастается: полиция говорит о 23 тысячах молодых людей, UNEF - о 140 тысячах. Кто-то бежит, кто-то поет под звуковую аппаратуру профсоюзных организаций. Основная колонна окружена сотрудниками правопорядка, но на тротуарах царит полный хаос. Группы молодежи в масках и с палками в руках сеют напряженность. Манифестанты начеку. "Нельзя, чтобы все закончилось этим, - говорит Траси, ученик последнего класса лицея Вильпре (пригород Парижа). - Мы пришли на мирную манифестацию".
Того же хотят лицеисты физкультурных учебных заведений. С повязками на голове и в спортивных костюмах, со свистками в зубах, они протестуют против 50-процентного сокращения конкурсных мест в своей сфере, но поддерживают общий лозунг: отмена законопроекта о "первом трудовом контракте". Антонен приехал из Нанта со 120 такими же, как он. "Поскольку этот закон нетерпим, мы не отступим! Если его отменят, мы будем готовы вести переговоры, чтобы найти приемлемое решение".
Сомкнуть ряды
На бульваре Пор-Руаяль колонну демонстрантов догоняет банда. Свалка длится несколько секунд. Одна девушка плачет. Ее грубо толкнули, обшарили ее карманы. Ее мобильный телефон и портфель исчезли. Демонстранты смыкают ряды. Группа из департамента Эссонна, образовавшаяся несколько недель тому назад, приехала из Эври. Студенты и лицеисты образуют единую цепь и идут, сцепившись локтями. "Вильпен - совершенно безответственный тип, - говорит 17-летний Ксавье. - На улицы вышли тысячи людей, движение нарастает, его собственная партия выступает против него... Теперь он хочет вести диалог "без предварительных условий". Но поезд уже ушел! Мы требуем отмены "первого трудового контракта" и закона в целом. Он говорит, что хочет помочь молодежи из предместий, но на самом деле обслуживает нанимателей".
Банды никуда не делись, они то появляются, то исчезают. Среди парижских манифестантов идут студенты из университетов Тура, Амьена, Нанта, Лиона, Клермон-Феррана, Экс-Марселя. "Зачем спрашивать мнение людей, когда закон уже принят? - говорит Мариэтта из Тура. - Профсоюзы предадут нас, если сейчас согласятся на переговоры". Говорит лицеистка Алиса из Порт-де-Клиши: "Пока не отменят "первый трудовой контракт", диалога не будет".
"Сарко, мы тебя не забудем"
Под звуки фанфар идет большая делегация от университета Париж-13. Демонстранты скандируют: "Ширак, Вильпен и Саркози, ваш испытательный срок истек!" У Пор-Руаяль на стене видна надпись: "Сарко, мы тебя не забудем!"
На бульваре Пор-Руаяль десяток парней набрасываются на Гийома, который старается не отдать им свой фотоаппарат. Его дружок Сильвен пытается его защитить. Его валят на землю, бьют - в живот, по голове. "Я почувствовал, что они били меня просто так", - говорит он. Гийом встает, он нетвердо держится на ногах. Одна дама очень взволнована: "Они же линчевали его прямо у нас на глазах!" Полицейский в штатском говорит с кем-то по рации: "Здесь повсюду АП (агрессивные подростки. - Libération), но в основном колонна состоит из пацифистов". У дамы в манто украли сумочку. Летят пивные бутылки. Сотрудник охраны Всеобщей конфедерации профсоюзов предупреждает: "Лицеисты - это не студенты, обстановка может быстро накалиться".
"Регби"
Четыре с половиной часа дня. Площадь Инвалидов еще пуста. Банды, бегущие впереди колонны, образуют массу в несколько сотен "погромщиков", которые занимают площадь. Они нападают на фотографов, операторов. "Похоже на матч регби", - говорит какой-то демонстрант. Молодой человек один идет через площадь. Банда бросается на него, валит на землю, пинает ногами. У него разбит нос. Через час "погромщики" нападают на пожарных, которые пытаются погасить полыхающую машину. В них летят камни и железные прутья. Манифестанты пытаются сесть посреди площади.
Еще через час демонстрантов остается не более тысячи. Полиция периодически перекрывает площадь металлическими заграждениями. Полицейский спецназ, похоже, с равнодушием наблюдает за происходящим в гуще толпы. Они видят, как из нее выходят "ограбленные". У некоторых из них разбиты лица. Полицейские в штатском не вмешиваются. Почти никого не задерживают. К 19 часам все кончено. У здания Национального собрания одна манифестантка встречается с депутатом от правящей партии Аленом Марсо. "Ну что, вы довольны этой вакханалией насилия? - говорит он ей. - Вам это нравится?"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях