The Christian Science Monitor | 24 мая 2001 г.
Борьба за энергетическую систему в Москве
Скотт Петерсон
С внешней точки зрения между калифорнийцами и россиянами мало общего.
Однако перебои с энергией, оставившие миллионы людей в темноте, и реформы, вследствие которых резко повысились расценки на электричество, вызвали одинаковые жалобы и на бульваре Сансет, и на Тверской.
Аналитики предупреждают, что Россия пытается выйти из тяжелого энергетического кризиса с помощью плана, в котором повторяется множество ошибок, сделанных в Калифорнии, но потенциальные последствия для 146 млн. жителей этой холодной страны, полностью зависящей от разваливающейся энергетической системы, могут быть куда более тяжкими.
"Ситуация критическая, - говорит Бен Слэй, старший экономист вашингтонской консультационной компании PlanEcon. - Люди будут кричать и жаловаться, и - будем говорить прямо - люди могут даже погибнуть, когда повысятся цены и перестанет работать то, что прежде работало. Но если ничего не делать, через три года уже вся территории России может погрузиться в темноту. И сколько людей погибнет в этом случае?"
Мало кто сомневается в крайней необходимости проведения реформ после многих лет низких тарифов за электроэнергию, после десятилетия, прожитого без инвестиций и ремонта. Крупнейшая электроэнергетическая система мира находится в плачевном состоянии.
Но по своей сути московский план реформирования гигантской энергетической монополии, предварительно одобренный правительством в субботу - это еще и борьба за власть.
"Эту битву за электричество необходимо рассматривать в более широком политическом контексте, - считает Роберт Орттунг, редактор The Russian Regional Report нью-йоркского института Восток-Запад. - Это - битва Путина с региональными губернаторами".
"Может быть, этот план бессмыслен с экономической точки зрения, но он выглядит рациональным для бывшего офицера КГБ, который хочет установить контроль над регионами", - объясняет он.
Путин подчеркнул, что реформа контролируемой государством "Единой энергетической системы" является одной из основных экономических задач текущего года. После нескольких месяцев споров был подготовлен компромиссный план, согласно которому предполагается раздробить РАО "ЕЭС" и ее восемьдесят с лишним региональных дочерних предприятий, которые обеспечивают электричеством практически каждый российский дом.
Чтобы в секторе возникла конкуренция, система выработки и продажи электроэнергии будет разделена на части и приватизирована - как в Калифорнии - а ветшающая система линий высоковольтных передач будет консолидирована и останется под жестким контролем государства. Потребительские цены возрастут как минимум вдвое.
Государству принадлежат 52% РАО "ЕЭС". Другие акционеры (больше половины из них - иностранцы) выразили недовольство возможным размыванием их долей. Главным автором этого плана является глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс, архитектор сомнительной приватизации девяностых годов, сопровождавшейся разграблением активов.
Во вторник биржевые брокеры сообщили о низком доверии инвесторов, капитал начал быстро уходить из РАО "ЕЭС".
Наблюдатели говорят, что конечная цель соответствует широкой политической программе Путина по децентрализации государственной власти и ограничению полномочий региональных губернаторов. Андрей Илларионов, экономический советник Путина и критик Чубайса, высказался против плана. По его словам, этот план потворствует "немногочисленному меньшинству" руководителей РАО "ЕЭС" и "едва ли отражает предложения и пожелания президента".
Член совета директоров РАО "ЕЭС" Андрей Трапезников возражает, что было бы "абсолютно невозможно" принять план реформ без прямой поддержки Путина, и что "главное достижение" состоит в том, что в стороне оставлены губернаторы, много лет устанавливавшие цены на электроэнергию так, чтобы укрепить поддержку населения.
"ЕЭС" - это ниточка, за которую надо потянуть, чтобы распутать все экономические проблемы России, - утверждает Трапезников. - Сейчас у нас сильное федеральное правительство, которое может должным образом разговаривать с губернаторами, и настаивать на проведении политической линии президента".
По его словам "главная задача реформ - блокировать, прекратить, не допустить регионализации российской энергетики".
Энергетика стала в этой стране почти священной материей, после того, как в 1920 году Ленин заявил, что "коммунизм - это советская власть плюс электрификация".
Коллапс империи
РАО "ЕЭС" - империя стоимостью $8 млрд., состоящая из 440 электростанций и тысяч километров линий электропередач - одна из немногих систем (наряду с железными дорогами и газопроводами), связывающих Россию в единое целое.
Но сегодня самая масштабная электроэнергетическая сеть в мире рушится. Прошедшая зима была очень тяжелой. Целые районы холодного Дальнего Востока пережили беспрецедентные морозы и тяжелейшие периоды отключения электроэнергии. Лопались старые трубы и провода, замерзала вода в унитазах, взрыв общественного негодования привел к отставке министра энергетики.
Если подобные реформы вообще будут когда-либо проводиться, то необходимо делать это именно сейчас, когда высокие цены на нефть поддерживают российскую экономику на плаву.
"Сейчас хороший шанс для проведения реформы, хотя за все прошлые промедления придется заплатить высокую цену, - говорит Трапезников. - Потерянные годы сделают реформу гораздо более болезненной для потребителей, которым, в конечном счете, придется за нее платить".
Но аналитики предупреждают, что экономическая и политическая неопределенность вместе с отпугивающей инвесторов российской приватизационной историей, могут привести к кризису, подобному тому, что произошел в Калифорнии. "Россия делает те же ошибки, что были сделаны в Калифорнии, но ставки здесь гораздо выше, - считает Орттунг. - В настоящее время большинство губернаторов контролирует цены, естественно они хотят, чтобы тарифы остались низкими, чтобы жители были счастливы, а бизнес приносил прибыль. То же самое хотели сделать в Калифорнии".
Но потолок цены розничного электричества, установленный в Золотом Штате, не соответствовал флуктуациям оптовых цен, которые в прошлом году резко подскочили вместе с ценой на нефть, что привело к многочисленным банкротствам. Точно также и в России - чиновники обещают установить потолок на розничные цены, чтобы удвоение цены на электричество "не привело к катастрофе".
Другой урок Калифорнии заключается в том, что лучше всего срабатывает быстрая реформа, хотя она неприятна, как шоковая терапия. Российский подход нетороплив. "Длительная, изматывающая либерализация цен... может сорвать всю реформу, - утверждает Слэй из PlanEcon. - Постепенная либерализация неизбежна, в том смысле, что российская семья, зарабатывающая $100 в месяц не выдержит резкого повышения. Не выдержат этого и предприятия".
Но есть и успешно проведенные реформы. Такие восточно-европейские страны, как Польша, Венгрия и Чешская республика после произошедшего более десяти лет назад падения Железного занавеса остались с разрушающимися энергетическими системами. "Им удалось достаточно либерализовать системы для того, чтобы пришли западные компании, которые построили электростанции и начали получать прибыль, - говорит Слэй. - Именно так это должно работать. В Калифорнии этого не получилось".
Нужны $35 млрд.
В прошлом году глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс заслужил похвалу, повысив количество расчетов деньгами до 74%, что является важным условием для притока инвестиций. В первой половине 1999 года лишь половина счетов оплачивалась деньгами. Остальное, как рассказывает Слэй, оплачивалось "маслом, лифчиками и водкой", что способствовало коррупции. В результате, до недавнего времени внутренние инвестиции были невозможны. По некоторым оценкам, только для того, чтобы свет продолжал гореть, РАО "ЕЭС" нужны $35 млрд.
Нынешняя озабоченность инвесторов говорит о том, что реформа электроэнергетики может быть "обречена на провал, - говорит Орттунг. - Не имеет смысла утверждать план, который отпугнет всех инвесторов".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях