The New York Times | 24 мая 2005 г.
На процессе над нефтяным магнатом Россия применила тяжелую технику
Стивен Ли Майерс
Сторонники Михаила Ходорковского планировали провести еще одну акцию протеста возле здания суда, где все еще продолжается процесс, который превратился в целую эпопею и на котором Ходорковский ожидает приговора. Но раньше пикетчиков к зданию суда прибыли дорожные рабочие.
Когда участники акции протеста пришли к зданию суда в понедельник утром, тротуар на Каланчевской улице оказался заставлен строительной техникой. Именно на этом месте каждый день на прошлой неделе, не обращая внимания на шум от идущих рядом дорожно-ремонтных работ, собирались участники акций протеста против судебного преследования Михаила Ходорковского со стороны властей.
Дорожно-ремонтные работы, безусловно, пойдут на пользу Каланчевской улице, как и большинству других московских улиц, но время и место их проведения - прямо напротив здания суда - вызывают вопросы.
"Власти кажутся напуганными, но я не знаю, чего они боятся, - говорит Елена Липцер, юрист Платона Лебедева, который является партнером Ходорковского и соответчиком на процессе.
Этот процесс, который продолжается двенадцатый месяц, часто называют испытанием российской судебной системы на прочность. Оглашение приговора, которое продолжается уже вторую неделю, выявило некоторые несуразицы этой системы.
Судьи, работающие на процессе, три человека, возобновили чтение вслух приговора в понедельник; оно продолжается шестой день, и, как сообщается, по объему приговор составляет более тысячи страниц текста. Сегодня чтение приговора проходит под аккомпанемент работающих пневматических бурильных молотков - вместо выкриков сторонников Ходорковского, как это было на прошлой неделе.
Самой большой новостью дня стало то, что судьи немного ускорили темп чтения приговора, без объяснения причин, по сравнению с прошлой неделей, когда судебные заседания продолжались не более трех часов в день. В российских судах приговор всегда зачитывают в полном объеме и судья обязан огласить обвинения и доказательства по делу перед тем, как объявить подсудимого виновным или оправдать.
В понедельник судебное заседание длилось почти шесть с половиной часов. Днем, во время перерыва, ведущий адвокат Ходорковского Генрих Падва высказал предположение, что если судьи сохранят этот темп чтения приговора, то судебное решение будет зачитано или в конце этой недели, или в начале следующей.
Уже появились новые жертвы этого утомительного судебного марафона. День 23 мая стал в Москве самым жарким начиная с 1939 года, температура достигла 30 градусов по Цельсию, поэтому не менее десяти человек из сотен сотрудников сил безопасности, которые блокировали обе стороны улицы, контролируя проходы, оборудованные металлодетекторами, получили тепловой удар.
Процесс затянулся настолько, что другой адвокат Ходорковского, Юрий Шмидт, на прошлой неделе перестал посещать судебные заседания, решив лечь на плановую хирургическую операцию.
"Я сказал Михаилу Борисовичу, что нет никакого смысла в том, чтобы молча сидеть в суде", - сообщил Шмидт в интервью, которое он дал по телефону в понедельник. Шмидт добавил, что он вернется к участию в процессе, когда придет время подавать апелляцию.
Это высказывание еще раз показывает, что, хотя остается неясным, когда именно будет оглашено судебное решение, то, каким будет это решение, не вызывает сомнений.
На состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции бывший премьер-министр Михаил Касьянов назвал процесс по делу Ходорковского "фарсом". Касьянов в последнее время стал жестким критиком президента Путина, бывший премьер - потенциальный кандидат в президенты в 2008 году, когда подойдет к концу второй путинский срок на этом посту.
"Дело Ходорковского подвело Россию к переломному моменту, а приговор может означать прохождение точки невозврата", - заявил Касьянов.
До сих пор при чтении приговора судьи почти дословно повторяли обвинительное заключение прокурора, воспроизводя при чтении даже те пассажи из обвинительного заключения, в которых, по словам адвокатов, содержатся фактические ошибки. Уже зачитанная часть приговора дает основания полагать, что судьи признают Ходорковского и Лебедева виновными в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве в ходе строительства своей финансовой империи, в которую входит ЮКОС - в недалеком прошлом наиболее преуспевающая российская нефтяная компания.
Ходорковскому и Лебедеву грозит максимально строгий приговор в десять лет лишения свободы, к тому же незадолго до начала оглашения приговора Генеральная прокуратура сообщила, что этим двум подсудимым будут предъявлены новые обвинения.
Аналитик московского Центра Карнеги Лилия Шевцова, которая присутствовала на судебном заседании в понедельник, говорит о том, за этим судебным процессом угадывается рука режиссера. Нудное чтение приговора, присутствие больших сил милиции возле здания суда и даже внезапное появление тяжелой техники - это все усилия Кремля с целью сделать так, чтобы Ходорковский, будучи осужден, не превратился в "мученика", который будет пользоваться популярностью, а также не стал символом репрессий государства, считает Шевцова.
"Все, что проходит на процессе, имеет политическое и психологическое значение, - говорит Шевцова. - Цель этого - вызвать усталость у участников процесса и создать впечатление, что людям надоело дело Ходорковского".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях