Le Temps | 24 мая 2006 г.
В диалоге с Россией Европе может подойти "швейцарская модель"
Элеонора Сюльсер
В четверг в черноморском городе Сочи состоится саммит ЕС - Россия. Центральной темой дискуссий будет энергетическое досье. Но на саммите предстоит подумать и о перспективах отношений между Европейским союзом и Россией, так как Договор о партнерстве, который связывает Москву и ЕС с 1997 года, в будущем году должен быть пересмотрен. В брюссельском Центре европейских стратегических исследований проанализировали этот вопрос. Специалист по России Майкл Эмерсон посвятил ему отдельное исследование, в котором подробно рассматриваются различные сценарии. Среди них упоминается и "швейцарская модель".
- Вы пишете, что "швейцарскую модель" отношений с Европейским союзом можно было бы распространить на отношения между ЕС и Россией?
- Это один из вариантов. Ведь "швейцарская модель" характеризуется целой серией конкретных соглашений при отсутствии общего договора. Для Швейцарии такие отношения в какой-то мере носят характер исторической случайности - нежелания стать частью Европейского экономического пространства. В то же время между Швейцарией и ЕС существует полное взаимное доверие. Что касается России, то мы полагаем, что не нужно сразу же отказываться от Договора о партнерстве с ЕС, но приоритет следует отдать заключению соглашений в совершенно конкретных областях, поскольку идеологические расхождения между ЕС и Россией сейчас весьма существенны. Именно в этом смысле их отношения могут строиться в ближайшем будущем по "швейцарской модели". В перспективе, как мы предлагаем, можно было бы заключить договор о стратегическом союзе между ЕС и Россией - страной в будущем более демократической, в большей степени считающейся с европейскими нормами в своей внешней политике. Окончательной моделью стало бы скорее франко-германское примирение, зафиксированное в Елисейском договоре 1963 года.
- Могут ли русские заинтересоваться этой "швейцарской" схемой?
- Русским нужно нечто иное. Они хотели бы в кратчайший срок подписать полноценный договор о стратегическом партнерстве. Им нужно показать, что они и Евросоюз - это равноправные стороны и что недостаток демократии не препятствует серьезным изменениям в их внешней политике.
- Между Россией и Европейским союзом существует острое соперничество в вопросе о соседних странах - Украине, Грузии, Белоруссии. Как решить эту проблему?
- Речь не идет о симметричной конкуренции между Евросоюзом и Россией. Очевидно, что ЕС не обнадеживает Украину и Грузию перспективой их вступления в Евросоюз. ЕС очень осторожен. Прежде всего он хотел бы, чтобы эти страны следовали европейским, западным нормам. Но российская сторона ведет себя намного более грубо: она хочет главенствовать над соседями и вообще над бывшими советскими республиками. Это Россия должна сделать шаг вперед и изменить свою позицию, смирившись с реальностью. Да и сами государства должны решить, чего они хотят. Мы видим, что происходит на Украине. Уже два месяца, как там прошли выборы, а коалиционного правительства до сих пор нет: это признак очень серьезной нестабильности.
- В самом Евросоюзе новые страны-члены занимают жесткую позицию в отношении России. Станет ли она еще жестче в ближайшие месяцы?
- Мы полагаем, что скорее она будет смягчаться. В Совете министров иностранных дел есть ощущение, что новички сближаются с остальными странами Европы. Но и Западная Европа тоже меняется. Ангела Меркель сменила Герхарда Шредера, а Романо Проди пришел на место Сильвио Берлускони. Таким образом, ушли два крупных европейских лидера, которые вели себя достаточно экстравагантно в принципиальных политических вопросах, касавшихся России.
- Российский представитель при ЕС обвинил новые государства в том, что они принесли с собой в Евросоюз "фантомные боли прошлых ран". Что вы об этом думаете?
- Это несерьезно. Речь идет не о фантомных болях. Отнюдь. Мы видим, что Россия ведет стратегический дискурс и устраивает акции неосоветского типа. Это русские вызывают тревогу во всей Европе. Достаточно посмотреть на то, что произошло с поставками газа Украине или на санкции, действующие сегодня в отношении молдавских и грузинских вин. Они ввели эмбарго даже на минеральную воду из Грузии! И все это делается только потому, что маленькие государства не хотят подчиняться Кремлю. Такая политика совсем не обнадеживает новых членов ЕС.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях