The Wall Street Journal | 24 мая 2006 г.
Commerzbank предстоят допросы с пристрастием
Гленн Симпсон, Дэвид Кроуфорд и Грегори Уайт
Что знал банк о связях компаний с главой российских телекоммуникаций
Недавно обнародованный документ поднимает вопросы о том, было ли чиновникам Commerzbank AG больше десятилетия назад известно о, возможно, ненадлежащих связях между компаниями, структуру собственников которых он скрывал, и нынешним российским министром телекоммуникаций.
Документ, цитируемый в докладе, опубликованном в понедельник тремя судьями швейцарского арбитражного суда, появился в то время, когда прокуратура Германии уже месяц ведет расследование обвинений в отмывании денег и политической коррупции, в связанных с франкфуртским Commerzbank, вторым по величине банком Германии. Расследование распространилось на Швецию, Люксембург и США, где его ведет министерство юстиции.
Авторы доклада арбитражных судей, касающегося российского министра Леонида Реймана, установили, что он имел "сознательное намерение злоупотребить своими полномочиями для достижения личной выгоды", помогая принадлежащему ему взаимному фонду, IPOC International Growth Fund Ltd. купить крупную долю российского телекоммуникационного сектора. Рейман, тесно связанный с президентом Владимиром Путиным, отрицает, что является владельцем IPOC.
Комиссия судей в Цюрихе, выносящая мнение по коммерческим спорам, не является собственно судом, но наделена определенными полномочиями и функциями и получает свидетельские показания под присягой.
Документ, о котором идет речь, является "неофициальным письмом" в частный траст, описывающим, как он будет функционировать. Не включая подобные инструкции в официальные документы траста, банкиры зачастую стремятся избежать судебных требований об идентификации владельцев. Такие документы часто используют в налоговых гаванях, чтобы тайно назначать бенефициариев траста.
Судьи заявили, что Рейман подписал такое письмо в 1996 году, будучи руководителем государственной телекоммуникационной компании. Оно касалось создания траста под управлением Commerzbank, являвшегося держателем интересов трех компаний, созданных датским адвокатом, тесно связанным с Рейманом, говорится в докладе.
Первоначально попечитель траста Commerzbank публично утверждал, что является владельцем одной из компаний. Как явствует из доклада, эта компания First National Holdings of Luxembourg впоследствии приобрела мажоритарный пакет акций в петербургской компании ОАО "Телекоминвест", которой Рейман помог получить пакеты акций ряда телекоммуникационных предприятий региона. Этот пакет растворил акции двух государственных телекоммуникационных компаний, которые контролировали "Телекоминвест". Рейман был руководителем одной их этих компаний, и признает, что был основателем "Телекоминвеста", но не его владельцем.
В прошлом году банк изменил свою версию, заявив, что реальным владельцем был датский адвокат Джеффри Гальмонд, являющийся личным адвокатом Реймана. Сам Гальмонд впоследствии говорил, что ему принадлежит First National, активы которого оказались на Бермудах, во взаимном фонде IPOC.
Но судьи из Цюриха заявили, что Гальмонд не заслуживает доверия. Адвокат Гальмонда отказался от комментариев.
В письменном заявлении Рейман, не дававший показаний швейцарским судьям, утверждает, что не видел доклада, но "удивлен" выводами, сообщили СМИ. Пресс-секретарь Commerzbank заявил: хотя руководство банка, возможно, знало о причастности Реймана к трасту, у него не было доказательств, что он является владельцем.
Пресс-секретарь взаимного фонда IPOC заявил, что фонд рассматривает возможность оспорить выводы в высшей судебной инстанции Швейцарии - Федеральном трибунале.
Выводы судей могут отразиться на иностранных кредиторах. Судьи обвинили Гальмонда в том, что он ввел в заблуждение International Finance Corp., принадлежащую Всемирному банку, Европейский банк реконструкции и развития и датскую кредитную компанию Nordea - и они предоставили предприятиям российского телекома, которые поддерживали Гальмонд и Рейман, кредиты на сумму, превышающую 100 млн долларов.
В 2001 году, утверждают судьи, Рейман тайно вывел из-под государственного контроля компанию беспроводной связи CT Mobile, не выплатив государству компенсации. Это являлось нарушением российского законодательства и условий кредита ЕБРР.
Выводы могут отразиться и на шведском телекоммуникационном концерне Telia AB, входящем сейчас в TeliaSonera. В 2000 году Telia купила долю в First National Holding за 80 млн долларов, говорится в документах Еврокомиссии. В этих документах Telia утверждала, что считала это сделкой с Commerzbank, а не с Гальмондом или Рейманом. Пресс-секретарь Telia сказал, что компания не причастна к спору о структуре собственников. Швеция является крупным акционером компании.
Новость наносит ущерб некоторым стационарным операторам телекоммуникационной сети, остающимся под косвенным контролем Реймана. В день, когда остальная российская биржа приходила в себя после нескольких дней потерь, акции компании "Северо-Западный Телеком" упали на 10,9%, "Волга Телеком" - на 9,4, "Сибирь Телеком" - на 5,4 и "Центр Телеком" - на 4,1%.
К расследованию подтолкнул адвокат из Франкфурта Юрген Фишер, который начиная с 2004 года представлял в прокуратуру меморандумы, содержащие подробные обвинения в отмывании денег против бывших руководителей Commerzbank в связи с акциями российского телекома. Как явствует из судебных документов, Фишеру платила компания, связанная с российским конгломератом "Альфа-Групп", который ведет судебную баталию с IPOC за контроль над акциями третьей по величине российской компании мобильной связи.
Рассмотрев доводы Фишера, прокуратура в прошлом году начала уголовное расследование против двух членов правления Commerzbank и четырех других сотрудников банка.
На прошлой неделе прокуратура объявила о прекращении расследования в отношении генерального директора Commerzbank Клауса-Петера Миллера, но активизировала разбирательство в отношении других бывших сотрудников. Пресс-секретарь прокуратуры отказался от комментариев.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях