Статьи по дате

The Telegraph | 24 мая 2007 г.

Чем придется расплачиваться Британии за предъявление обвинения в убийстве Литвиненко?

Эдриан Бломфилд

Год за годом взаимоотношения между Тони Блэром и президентом Владимиром Путиным вызывали презрительные гримасы как у российских либералов, так и у сторонников жесткого курса по отношению к Западу. Оппоненты Путина не любят британского премьера за потакание президенту-автократу, меж тем как прокремлевские антизападники считают Великобританию почти что сателлитом США.

За бутылкой грузинского вина - запрещенного в России из-за прозападной политики Тбилиси - один либерально настроенный ученый признался, что крайне озадачен реакцией Британии на убийство Литвиненко. Королевская прокурорская служба почти четыре месяца придерживала результаты расследования, переданные в это ведомство Скотланд-Ярдом. Мой собеседник и многие другие расценивали это молчание как признак заметания следов - симптом того, что ради улаживания отношений с Кремлем британские власти готовы на все.

Почему, вопрошал ученый, Тони Блэр столь вял, когда дело касается России? "Разве вы не знаете, что русские уважают только силу?" - заявил он.

Когда в январе 2000 года Путин пришел к власти, Блэр перещеголял всех западных лидеров, стараясь всеми силами угодить российскому президенту. За первые восемь месяцев нахождения Путина на этом высоком посту они встречались шесть раз. Блэр широко, как никогда, улыбался, когда их фотографировали с рюмками водки и за игрой в бильярд.

Кремль был в восторге от этих приятельских отношений. Другие европейские лидеры, в особенности Жак Ширак, жестко критиковали войну в Чечне, которую вел Путин, но Блэр, казалось, разделял его взгляд на повстанцев как на террористов. На вопрос о склонности российского лидера к автократии Блэр, движимый чувством долга, повторял дежурный ответ Кремля: "Россия нуждается в сильном руководителе".

Англо-российские отношения шли замечательно, хотя в кулуарах некоторые британские дипломаты критически оценивали политику, которая казалась им "подхалимской", и задавали вопрос, а какую пользу приносит эта близкая дружба Британии.

Улыбки продолжали сиять, позирование фотографам вместе продолжалось, но приятельские отношения вскоре оборвались. В 2002 году Борис Березовский, когда-то самый могущественный из российских магнатов, сбежал в Великобританию, так как Путин обрушился на олигархов ельцинского периода. Учитывая сговорчивость Блэра по большинству вопросов, Кремль был уверен, что Великобритания согласится на требование России выдать Березовского по обвинению в мошенничестве.

Но ожидания не оправдались. Британский суд постановил, что в России олигарх не может рассчитывать на справедливое судебное разбирательство своего дела, и предоставил Березовскому политическое убежище. Путин пришел в бешенство: по-видимому, у него в голове не укладывалось, что Блэр не вправе своей волей отменить решение суда. Хотя есть мнение, что Блэр с удовольствием бы оказал приятелю услугу, будь у него такая возможность, предоставленный Березовскому статус беженца сильно испортил отношения между странами.

Дружба дала трещину. На совместной пресс-конференции в 2003 году Путин открыто посмеялся над тем, что США и Великобритания не смогли отыскать в Ираке оружие массового поражения.

Кроме того, российский лидер начал крепить близкие отношения с более влиятельными, на его взгляд, европейскими лидерами. Герхард Шредер и Сильвио Берлускони, казалось, были особенно рады помочь России расширить ее присутствие в энергетическом секторе Европы.

Но, хотя Москва склонна не принимать Великобританию всерьез, видя в ней американского прислужника, имеющего все меньше влияния на международной арене, Лондон сохранил уникальную способность раздражать Россию. Особую ярость вызвал британский посол в Москве Энтони Брентон, выступив в прошлом году на съезде оппозиции. С тех пор прокремлевская молодежь подвергает его травле.

Подобному запугиванию подвергались и другие британские учреждения и организации, в том числе Русская служба ВВС, Британский совет и британские энергетические компании.

Загнанная в угол, Великобритания, казалось, растерянно замешкалась, не зная, как тут реагировать. По словам оппонентов Кремля, подобная нерешительность его лишь подзуживает.

Вчерашнее решение предъявить обвинение в убийстве бывшему телохранителю из КГБ Андрею Луговому может быть воспринято как знак того, что Великобритания наконец-то показала характер.

Однако многих россиян - как настаивал мой друг, либерально настроенный ученый - еще предстоит убедить.

Здесь, в России, мало кто верит, что Луговой - если он действительно причастен к убийству - действовал по собственным мотивам. Россияне хотят знать, кто организатор. Ренегатски настроенные фракции в ФСБ (организации-преемнике КГБ), лондонские эмигранты, стремящиеся дискредитировать Путина и Кремль в целом - все они на подозрении.

Однако многие россияне расценивают сообщение из Лондона как знак того, что Великобритания фактически прекращает расследование, пытаясь тем самым умиротворить Кремль.

Кремль, однако, вряд ли сменит гнев на милость. Вчера российские природоохранные органы заявили, что совместное с Россией предприятие компании BP - TНК-BP - может в ближайшие несколько дней лишиться лицензии на разработку гигантского газового месторождения в Сибири.

Похожая судьба уже постигла Shell, которая в начале этого года была вынуждена передать контроль над нефтяным месторождением "Газпрому" - гигантской государственной энергокомпании.

Несмотря на то, что Великобритания - крупнейший иностранный инвестор, вкладывающий средства в Россию, ее небрежно оттесняет все более решительная администрация президента, которую мало волнует мнение Запада.

Как сформулировал один британский бизнесмен: "Проблема в том, что у них на руках все карты, а у нас - ни одной".

Источник: The Telegraph


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru