Corriere della Sera | 24 ноября 2004 г.
Борьба между Путиным и Западом
Сандро Виола
Образ, который точнее всего описывает поведение России и Запада по украинскому вопросу, - это перетягивание каната.
Многие годы Москва, с одной стороны, и Европа и Америка - с другой, стремились захватить решающее влияние на Украину, страну, являющуюся соединительным звеном между Россией и поясом НАТО-ЕС и поэтому имеющую решающее стратегическое значение. И это перетягивание каната происходило отнюдь не корректно. Соперники не только использование дипломатические, политические и экономические средства для усиления своих "партий", пророссийской и прозападной соответственно. Они использовали и другие средства. В последние годы Киев наводнили секретные агенты, назовем их так, с Запада и Востока.
Ни Москва, ни американцы не жалели сил: тайное финансирование политических образований и пропагандистских групп, политтехнологии, обещания оказать помощь.
С европейской стороны давление оказывали, прежде всего, Польша и Балтия (но при поддержке США), т.е. страны которые из-за своей истории еще не могут чувствовать себя в безопасности от возможного возвращения российской экспансии. Но и НАТО и ЕС в целом не скрывали, что смотрят на Украину как на очередную страну, которую следует при первой возможности включить в свои структуры
Как еще, если не с глубокой озабоченностью, могла Россия смотреть на эти попытки и на стоящие за ними интересы? В случае перехода Украины в сферу влияния НАТО и ЕС Москву больше ничего не будет отделять от бывшего врага.
Поэтому не трудно представить перед лицом такой возможности, какие настроения царят в московском военном истеблишменте, этой толпе генералов, раздосадованных от поражения в холодной войне, многие из которых сегодня остались без работы, но еще способны оказывать сильное давление на Кремль. И, наконец, сам Путин никогда не скрывал, что, хотя Россию уже больше не сверхдержава, она тем не менее не может смириться с изменением стратегической картины у своих границ.
Такая борьба грозит перерасти в столкновение между Восточной Украиной, которая больше привязана к России, и Западной, которая всеми силами стремится к Западу. Вчера вечером Виктор Ющенко заявил об опасности гражданской войны, хотя, быть может, ему следовало бы выражаться более осторожно. В самом деле, чтобы бы там ни было с подсчетом голосов, ситуацию на Украине без преувеличения можно назвать взрывоопасной.
Есть один элемент, которым нельзя пренебрегать. В отличие от России, где явную оппозицию составляют лишь группы интеллектуалов и два слабых политических образования либеральной ориентации, на Украине за эти годы консолидировалась массовая оппозиция коррумпированному и находящемуся под полным контролем Москвы режиму Леонида Кучмы и его кандидата Януковича.
Так что выборы на Украине приобрели то значение и ту важность, которых выборам в России все больше не хватает. Поэтому вряд ли миллионы украинцев, которые проголосовали за Виктора Ющенко в надежде на демократический поворот, позволят отобрать победу, которую, как они (возможно, по праву) считают, что они одержали.
В этой ситуации нужно смотреть не столько на Киев, сколько на Москву и на правительства западных стран. Если - прежде всего, в Вашингтоне, но также и в Париже и Берлине - возобладает мысль, что и в накаленной по многим причинам ситуации (глобальный терроризм, потребность в нефти, Ирак, израильско-палестинский конфликт) лучше избежать конфликта с путинской Россией, то победа промосковского кандидата будет подтверждена, и на Украине демократии придется еще ждать своего часа. Но, если Польша и страны Балтии заставят ЕС и Америку занять более жесткую позицию, в ближайшие недели на международной арене будет очень неспокойно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях