Libération | 24 ноября 2004 г.
Противостояние с привкусом холодной войны
Натали Дюбуа
Украинский вопрос грозит еще больше отравить и без того напряженные отношения между Москвой и Евросоюзом. Драматичное противостояние между пророссийским кандидатом Януковичем и проевропейским кандидатом Ющенко станет горячей темой на саммите Россия - ЕС, открывающемся завтра в Гааге. Но фактически раздел Украины на сферы влияния еще раньше стал главной причиной трений между Кремлем и расширенным ЕС.
Вчера, находясь проездом в Лиссабоне, Владимир Путин ужесточил тон: он назвал "неуместными" сомнения, высказанные Европейским союзом и ОБСЕ (Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе) по поводу демократического характера украинских выборов.
"Не нужно учить Украину", - добавил Путин. Хотя сам российский президент поторопился в понедельник поздравить Виктора Януковича с "убедительной победой", он посоветовал европейским странам проявлять бóльшую сдержанность: "Мы не можем ни признать, ни опровергнуть результаты выборов, потому что они пока официально не обнародованы".
Еще более резко российское правительство обвинило Европу в "открытом подстрекательстве оппозиции к противоправным и насильственным действиям". Действительно, страны ЕС, выразившие свою "глубокую озабоченность", призвали Киев "пересмотреть ход выборов и их результаты".
"Мы не признаем эти результаты. Мы считаем, что они подтасованы", - заявил в понедельник министр иностранных дел Нидерландов Бернард Бот, страна которого в настоящее время председательствует в ЕС. Продолжая оказывать нажим на Киев, премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде позвонил вчера действующему президенту Леониду Кучме, чтобы выразить ему "свои сомнения в том, что предварительные результаты отражают волю украинских избирателей".
"Это момент истины для Европы и западного мира", - писала вчера польская левоцентристская Gazeta Wyborcza в передовой статье под заголовком "Разбудим Запад!"
Расположенная на новой восточной границе расширенного Европейского союза, Польша, безусловно, с наибольшим вниманием следит за развитием ситуации в Киеве. Как пишет Gazeta Wyborcza, "вялость протестов против манипуляций в первом туре выборов поощрила власть на использование широкомасштабных подтасовок во втором туре". Впрочем, в промежутке между двумя турами именно Варшаве пришлось настаивать на включении в коммюнике ЕС предупреждения Киеву о необходимости демократичного проведения выборов.
"Однако страх перед кровавой революцией обязывает Европейский союз к исключительно осторожной позиции", - признал польский дипломат в Брюсселе. При всей надежде на "развязку по грузинскому сценарию, было бы контрпродуктивным, если бы европейские страны проявили слишком активное вмешательство в дела суверенного государства", - добавил он.
Между тем Ющенко вчера призвал "парламенты и нации всего мира" признать его "новым президентом Украины". Но пока ЕС предпочитает, затаив дыхание, смотреть на толпы украинцев, кричащих на улицах о победе кандидата от оппозиции.
Хотя у Владимира Путина в Евросоюзе по-прежнему есть верные друзья, такие, как Франция, Германия и Италия, другие государства - члены ЕС более или менее открыто выражают мнение о том, что Европа могла бы более активно поддержать Украину в ее стремлении вступить в ЕС и НАТО. Так, польский президент Александр Квасьневский на протяжении нескольких месяцев выступает за "сохранение политики открытых дверей" в отношении Киева. Такую же позицию занимают страны Балтии и скандинавские государства.
Однако, если переговоры о вступлении в Евросоюз Турции должны вот-вот начаться, большинство из 25 стран ЕС отказываются пойти дальше политики "добрососедства", обещанной двум бывшим советским республикам - Украине и Молдавии. Уже одно это "добрососедство" является камнем преткновения в отношениях между Европой и Россией в ситуации, когда Москва пытается восстановить империю через экономическую интеграцию с Белоруссией, Украиной и Казахстаном.
Поэтому еще до событий в Киеве у европейских стран уже не было почти никакой надежды прийти в Гааге к соглашению об "общем соседстве", которое они предлагают Путину: русские по-прежнему не хотят, чтобы ЕС сотрудничал с ними в регионе, простирающемся от Белоруссии до Кавказа (включая Молдавию и Украину).
Но много ли выиграет Кремль, проводя свои интересы силовыми методами? Как подчеркивал вчера на волнах радиостанции "Эхо Москвы" комментатор Сергей Бунтман, в результате Россия лишила себя возможности действенно вмешаться в ситуацию, если та выйдет из-под контроля в сопредельной и стратегически важнейшей для себя стране".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях