The Christian Science Monitor | 24 ноября 2005 г.
Выборы в Чечне дают надежду на стабильность
Фред Вейр
В воскресенье в злополучной республике состоятся парламентские выборы. Всего 48% избирателей верят, что голосование будет честным.
Последний элемент в трехэтапной программе Кремля по "нормализации" сепаратистской Чечни будет осуществлен в воскресенье, когда граждане этой крохотной республики будут выбирать первый после начала в 1999 году нынешней войны парламент.
Власти Москвы надеются, что кампания, в которой приняли участие 353 кандидата от восьми политических партий, состязавшиеся в относительно свободной атмосфере, убедят скептично настроенное мировое сообщество в том, что Чечня вернулась в конституционное пространство России после двух жестоких войн подряд за 11 лет.
"Официальная Москва нуждается в этих выборах, чтобы лишить сепаратистов последних остатков легитимности в глазах Запада, - говорит Тимур Алиев, редактор независимой газеты "Чеченское общество". - Этот парламент станет недостающим звеном в нашей властной системе".
Мрачным напоминанием о том, что далеко не все в Чечне в порядке, послужила демонстрация нескольких десятков активистов правозащитных движений, состоявшаяся на прошлой неделе в Грозном. Правозащитники требовали, чтобы российские войска ограничили использование бронетанковой техники и упразднили сотни пропускных пунктов, которые все еще усложняют будни жителей Грозного.
Эти протесты были вызваны недавними пьяными выходками российских военнослужащих в Старой Сунже под Грозным, когда было убито трое мирных граждан. "Служащие армии в Грозном злоупотребляют алкоголем и плохо себя ведут, - сказал руководитель Комитета по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. - Если они решили убить мирных жителей, их ничто не остановит".
Новый двухпалатный законодательный орган завершит разработанную Кремлем систему местного управления, включающую в себя конституцию республики, избранных президента и парламент, прочно держащихся у власти при контроле со стороны Москвы. Референдум по конституции и дважды имевшие место президентские выборы - первый лидер был убит сепаратистами - за последние два года вызвали обвинения в манипулировании и запугивании избирателей со стороны наблюдателей из правозащитных организаций.
"Если эти выборы - последняя стадия политического процесса, то это конец сказки", - говорит Татьяна Локшина, возглавляющая правозащитный центр "Демос". По ее словам, реальная власть в Чечне принадлежит сыну убитого президента Ахмада Кадырова, Рамзану Кадырову, который руководит военизированными силами безопасности в республике. "Вне зависимости от любых выборов, клан Кадыровых и впредь будет всем заправлять", - говорит она.
Российские власти настаивают, что конфликт утихает и что немногие остающиеся сепаратистские повстанцы все более отдаляются от истощенного войной населения. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел РФ Михаил Камынин сказал, что потери российских вооруженных сил в Чечне сократились с 1397 человек в 2000 году до 585 в 2002 году и до 161 - в прошлом году. Количество нападений боевиков на российские войска в этом году составляет на данный момент 28. Для сравнения: в 2004 году таких нападений было 130.
Сергей Хайкин, директор московского Института социального маркетинга, который проводит в Чечне опросы общественного мнения, говорит, что чеченцы устали от беспорядков и что большинство граждан готовы на правление Москвы в обмен на мир. "Согласно нашим опросам, 86% чеченцев одобряют идею остаться в границах России, 3 года назад таких было всего 67%", - говорит он.
Он добавляет, что всего 48% верят, что предстоящие выборы могут быть свободными и честными. "Люди обеспокоены тем, как будут подсчитываться голоса, а также возможными фальсификациями", - говорит Хайкин.
Опросы общественного мнения показывают, что лидирует прокремлевская партия "Единая Россия" при поддержке в 47%, за ней следует Коммунистическая партия с 17%. Либеральная партия "Яблоко", выступающая против политики Москвы в Чечне, замыкает тройку, значительно отставая от первых двух.
Нестабильность распространилась из Чечни на некоторые из расположенных вокруг нее, преимущественно мусульманских, республик беспокойного Кавказского региона России. Исламисты из соседнего Дагестана в этом году совершили почти 100 нападений, а в Ингушетии, по мнению некоторых специалистов, обстановка близка к катастрофической. В октябре связанные с чеченцами исламисты совершили налет на столицу Кабардино-Балкарии Нальчик, в ходе которого погибли более 100 человек.
"То, что мы наблюдаем на Северном Кавказе, - это последствия многолетнего пренебрежения решением проблем и многочисленных ошибок российского правительства, - говорит Сергей Колмаков, содиректор московской консалтинговой компании PBN. - Москва оказалась загнанной в угол. Большинство людей в этом регионе считают, что их будущее неотделимо от России, но они испытывают насущную потребность в переменах".
Российские власти обычно называют в числе причин беспорядков массовую безработицу, экономическую отсталость и постсоветское социальное неравенство, которые толкают молодежь в ряды исламских экстремистов. Но они начинают признавать, что и "идеологическая" проблема имеет место.
"События в Нальчике показали, что многие из нападавших были молодыми людьми с высшим образованием и хорошей работой, а не выходцами из бедных семей, - сказал спикер Совета Федерации Сергей Миронов. - К сожалению, многие из них подпали под влияние исламского экстремизма с его бесчеловечными убеждениями и преследуют эти чуждые цели".
В числе кандидатов на выборах - трое бывших боевиков, которые согласились на условия предложенной Москвой амнистии, в том числе Магомед Хамбиев, бывший министром обороны при покойном президенте повстанцев Аслане Масхадове. Однако тем, кто в настоящее время выступает против статуса Чеченской Республики, запрещено баллотироваться. "Парламент не будет полностью представительным, потому что в нем не будет сил, которые открыто поддерживают чеченский суверенитет внутри России или независимость от России", - говорит Алиев.
"Но будет лучше для всех, если боевики согласятся на открытые и законные методы борьбы вместо того, чтобы уходить в горы. Необходимо заставить их перейти от военных методов к политическому процессу, чтобы этот конфликт когда-нибудь смог завершиться", - говорит он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях