The New York Times | 24 ноября 2005 г.
Кремль проталкивает меру по обузданию частных организаций
Стивен Ли Майерз
В среду Россия продвинулась к усилению государственного контроля над благотворительными фондами и другими частыми организациями, включая самые известные в мире, стремясь ограничить зарубежную поддержку политической деятельности в стране.
Нижняя палата парламента в первом чтении одобрила законопроект, который потребует от десятков тысяч российских организаций зарегистрироваться в министерстве юстиции. Он также ограничит для них возможность получать пожертвования и брать на работу иностранцев и запретит зарубежным организациям открывать представительства в России.
Законопроект может претерпеть существенные изменения, но в своем нынешнем виде он вынудит такие организации, как Ford Foundation, Greenpeace и Amnesty International, закрыть свои представительства в России и зарегистрироваться как российские организации. Но в законопроекте не объясняется, каким образом они могут это сделать, и имеется ряд ограничений, сильно усложняющих эту задачу.
Хотя некоторые сторонники закона называют его попыткой навести порядок в регистрации 450 тыс. общественных организаций, многие считают, что его цель - предотвратить иностранную поддержку оппозиционных политических движений, подобных тому, которое пришло к власти после "оранжевой революции" на Украине. Появлению законопроекта предшествовали жесткие заявления президента Владимира Путина и директора ФСБ о том, что зарубежные организации часто наносят ущерб интересам России. Россия уже предприняла попытки закрыть организации, которые она обвиняет в экстремизме, например Общество российско-чеченской дружбы.
Нынешним летом Путин предложил решать внутриполитические проблемы России самостоятельно и подверг критике неправительственные организации, занимающиеся "политической деятельностью".
Путина давно критикуют за усиление политического контроля, несмотря на заверения в приверженности демократии, и законопроект тоже стал объектом критики.
"Это последний сектор гражданского общества, не попавший под государственный контроль", - заявил на пресс-конференции во вторник Александр Петров, московский заместитель директора международной организации Human Rights Watch, в надежде убедить парламент отвергнуть закон или хотя бы внести в него поправки.
Критики законопроекта утверждают, что Россия ограничит деятельность НПО гораздо сильнее, чем принято в развитых странах, включая "большую восьмерку", в которую она входит.
Проведя правовой анализ законопроекта, неправительственные организации пришли к выводу, что закон поставит Россию в один ряд с такими государствами, как Туркмения, и упомянули о том, что в Казахстане попытки ввести подобные ограничения были блокированы.
Пресс-секретарь Госдепартамента Томас Кейси заявил: "Мы довели нашу озабоченность этой проблемой до сведения российских властей и поддерживаем тесный контакт с ними. Это лишь первый шаг в многоэтапном процессе превращения предложения в закон".
В этом году директор ФСБ Николай Патрушев обвинил западные организации, включая "Корпус мира" и британскую медицинскую благотворительную организацию Merlin, в том, что они обеспечивают прикрытие для шпионажа. В мае, выступая в парламенте, Патрушев заявил, что неправительственные организации, под прикрытием гуманитарных и образовательных программ в российских регионах, лоббируют интересы определенных стран и собирают секретную информацию по целому ряду вопросов.
Его заявления были публично опровергнуты США и Британией, но закон, к принятию которого он призвал, стал основой проекта, принятого в среду парламентом - 370 голосов "за", 18 "против". Трое депутатов воздержались, 56 не принимали участия в голосовании.
Президент Буш поднимал этот вопрос в пятницу на встрече с Путиным в Пусане, Южная Корея. Советник по национальной безопасности Стивен Хэдли заявил, что госсекретарь Кондолиза Райс говорила о законопроекте, находясь в Москве. "Я лично поднимал этот вопрос недавно, когда был в Москве, - добавил он. - Сегодня он стал предметом обсуждения. Как я уже сказал, законопроект находится в стадии рассмотрения, и я уверен, что он станет темой дальнейших дискуссий с российским правительством".
На просьбу сообщить подробности он ответил, что это была "конфиденциальная дискуссия между двумя лидерами, и иногда бывают вопросы, которые продуктивнее обсуждать не на виду у общественности".
Два бывших конгрессмена, Джон Эдвардс и Джек Кемп, которые совместно курируют рабочую группу по американской политике в отношении России в Совете по международным отношениям, на прошлой неделе обратились к Бушу с письмом, требуя от него выразить протест "в самой недвусмысленной форме".
"Это приведет к свертыванию плюрализма в России и ограничит контакты между нашими обществами", - писали они.
Согласно российской процедуре, законопроект должен пройти три чтения. Поправки обычно вносятся между первым и вторым чтением, которое назначено на 9 декабря.
Сергей Миронов, председатель верхней палаты парламента, которая должна утвердить законопроект, чтобы он стал законом, заявил, что ограничение иностранного влияния на российские организации и политическую деятельность оправданно, но добавил, что законопроект в его нынешнем виде нуждается в поправках. "Важно вместе с водой не выплеснуть ребенка", - сказал он.
Представитель Ford Foundation Стивен Солник в интервью после голосования заявил, что он не потерял надежды на то, что ограничения на деятельность зарубежных организаций будут сняты. Фонд, отметил он, ежегодно направляет в Россию примерно 10 млн долларов в виде грантов российским организациям и государственным структурам, работающим в разных областях, включая образование, борьбу со СПИДом и культуру.
Даже если ограничения, касающиеся иностранцев, будут сняты, главные статьи, касающиеся российских организаций, вероятно, останутся. Руководители российских НПО отметили, что закон поставит их под постоянный надзор чиновников, которые получат право в любой момент потребовать документальное подтверждение того, что организация не занимается политической или иной деятельностью, не упомянутой в ее уставе.
"На мой взгляд, законопроект является неуклюжей попыткой навести порядок в неправительственном секторе, который надо не контролировать, а развивать, - заявил Солник. - Необходимо сотрудничество и взаимное доверие с правительством, а не закон, ставящий НПО под навязчивый государственный контроль".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях