The Washington Post | 24 ноября 2006 г.
В Канаде продолжается давняя история о рыцарях плаща и кинжала
Дуг Страк
У этого человека обнаружены шпаргалки - карточки, где были записаны ключевые даты канадской истории. Но, как утверждают канадские власти, он настоящий русский шпион. Настолько настоящий, что его сочли представляющим угрозу национальной безопасности.
Произведенный на прошлой неделе арест мужчины, который называл себя Полом Уильямом Хэмпелом и у которого изъяты фальшивые документы, взбудоражил Канаду: старинные игры плаща и кинжала между Россией и Западом, похоже, вовсе не закончились.
Хэмпел (вероятно, эта вымышленная фамилия, присвоенная с помощью поддельного свидетельства о рождении) в среду предстал перед Федеральным судом Канады в Монреале. Это стало первым шагом к его депортации в Россию.
Федеральные власти сообщают о нем крайне мало и ничего не говорят о возможных целях его шпионской деятельности. Были лишь озвучены подозрения, что он работает в Канаде под прикрытием не менее 10 лет. Длительность его тайного пребывания в стране и видимая легкость, с которой он действовал в стране и за рубежом, заставляют вспомнить о советских "кротах", которые во времена холодной войны жили под чужими именами десятилетиями и не были обнаружены.
"Если он уже в 1995 году находился в Канаде и готовился к своей миссии, то мы имеем дело с крайне редким случаем", - считает Уэсли Уорк, аналитик в сфере безопасности Центра международных исследований им. Мунка в Университете Торонто. "Должно быть, он был представителем первого постсоветского поколения" шпионов, подготовленных сразу же после развала Советского Союза в 1991 году.
Идея о том, что после развала СССР международная шпионская сеть больше не понадобится России, оказалась "иллюзией, вызванной окончанием холодной войны", говорит Уорк. Президент России Владимир Путин, который сам был сотрудником советского КГБ, не скрывает своей благосклонности к этой сфере деятельности.
Однако, по словам Уорка, редко удается поймать российского шпиона, который работал бы столь долгое время. Появившиеся детали о последнем фигуранте были с интересом встречены любителями хороших шпионских историй. Заметки в газетах живо напомнили о Джеймсе Бонде. The Globe and Mail, затаив дыхание, описывает "загадочного мужчину", присутствовавшего на недолгом судебном заседании, как "высокого и импозантного". The Toronto Star написала, что он держался в суде "спокойно и невозмутимо".
Имеющиеся судебные документы показывают, что этот человек, настоящее имя которого пока не называется, был арестован в аэропорту Монреаля 14 ноября. У него были изъяты поддельное свидетельство о рождении, паспорт, около 7 тыс. долларов в пяти валютах, три сотовых телефона, пять защищенных паролем сим-карт с данными, две цифровые камеры и коротковолновый радиоприемник.
Официальные документы не сообщают, куда он направлялся. Однако канадские СМИ обнаружили некоторые зацепки. Он зарегистрировал "консалтинговую фирму по развивающимся рынкам" в Ирландии, однако ни о каких доходах или активности фирмы не сообщалось. Владелец дома в Монреале, где проживал подозреваемый, не смог его вспомнить. К удивлению, самым заметным следом его деятельности является коллекция художественных фотографий, снятых на Балканах, которые он разместил в интернете и издал в виде альбома за собственные деньги.
Канадское правительство называет его представителем "российской шпионской элиты", сотрудником Службы внешней разведки (СВР), преемницы КГБ. Если пользоваться терминами из популярных в годы холодной войны детективов, то правительство подозревает, что он "нелегал", создавший себе "легенду" - фальшивую биографию о жизни в Канаде.
"Это называется false flag, - рассказывает Мартин Раднер, глава Канадского центра изучения разведки и безопасности Карлтоновского университета в Оттаве. - Сначала вы помогаете человеку притвориться канадцем - у него есть паспорт, свидетельство о рождении и все такое - а затем переправляете его в третью страну".
"В этой третьей стране, вероятно, не захотят раскрывать какие-то тайны русскому. Люди могут вообще не захотеть общаться с русским. Но могут поболтать с канадцем за обедом или за выпивкой. С этого все и начинается", - говорит Раднер.
Раднер считает, что в Канаде есть ряд интересных шпионам вещей: общая канадско-американская стратегия по Афганистану или Ираку, оборонные технологии, позиции на переговорах по нефтегазовому вопросу. Возможна даже слежка за обширной диаспорой российских эмигрантов в Канаде.
В этих областях шпиону может угрожать конкуренция. В прошлом году два китайских перебежчика вызвали изрядное волнение, заявив, что Пекин имеет в Канаде сеть в составе тысячи шпионов и информаторов, которая следит за движением "Фалуньгун" и добывает коммерческие секреты. Известно, что в стране действуют иранцы, наблюдающие за своей канадской диаспорой. В июне правительство Канады заявило, что вынуждено тратить "значительные ресурсы" на борьбу с экономическим и правительственным шпионажем.
В 1996 году двое российских шпионов в Канаде, муж и жена, называвшие себя Иэном и Лори Ламберт (эти имена принадлежали умершим детям), были разоблачены и высланы из страны. Ничуть не смутившись, пара развелась, а женщина начала судиться с Канадой за право возвращения.
Раднер объясняет, что шпиону вовсе ну нужен доступ к секретной информации, чтобы представлять ценность. Российские супруги работали в страховом агентстве и фотомагазине.
"Сам агент не добывает секреты, - рассказывает Раднер. - Их добывают завербованные им сотрудники. Агент должен смотреть вокруг, выявлять готовых к сотрудничеству местных жителей, а затем использовать эту готовность. Поэтому работа на должности, где ты встречаешься с большим количеством людей, - это то, что нужно".
Дэвид Харрис, бывший глава стратегического планирования канадской разведслужбы, считает недавний арест доказательством того, что интерес России к шпионажу не угас.
"Мы знали, что Россия предпринимает активные усилия по ведению шпионажа. В любом случае, шаги в этом направлении делаются, - сообщил он в интервью, данном в Оттаве. - Давнее советское стремление заполучить тайны об экономическом развитии и высоких технологиях до конца не исчезло".
Еще опаснее, по мнению Харриса, интерес России к оружию и военным технологиям, которые могут попасть в руки союзников России, таких как Иран.
"Я нахожусь под впечатлением" от этого ареста, заявил Харрис. Канадской контрразведке "удалось поймать на крючок необычно крупную рыбу".
А что же насчет шпаргалок, где были записаны важные даты из канадской истории? У Уорка есть на этот счет соображения, заставляющие вспомнить шпионские романы Джона Ле Карре.
"Поскольку этот человек прожил в стране 10 лет, ему уже, вероятно, не нужны были шпаргалки, - считает Уорк. - Это просто предположение, но я предполагаю, что даты являются кодом".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях