Süddeutsche Zeitung | 24 октября 2002 г.
Деньги ? наилучший аргумент
Томас Авенариус
Россия жеманится в конфликте вокруг Ирака, однако в конце концов она встанет на позиции США
С неразберихой, возникшей вокруг новой резолюции по Ираку, проблем не было по крайней мере у писавших редакционную статью для иракской газеты "Ас-Саура": "Всем ясно, что США неважно, имеет ли Ирак оружие массового поражения. Цель США ? найти предлог для агрессии. Для этого им надо прикрыться видимостью международного одобрения". По крайней мере, так считает публицистический рупор Саддама Хусейна. Однако все остальные, которые причастны к раздорам вокруг резолюции Организации Объединенных Наций, пользуются дипломатическими рычагами: американцы и британцы мягко пытаются убедить остальных постоянных участников Совета безопасности в необходимости "жесткой" резолюции. При этом Россия, Китай и Франция пытаются вежливо объяснить, что для них это неприемлемо. Прежде всего, они не хотят такой резолюции, которая допускает автоматическое развязывание войны с международного одобрения.
Положение кажется безвыходным, министр иностранных дел Москвы Игорь Иванов разочаровано отзывается о недавнем предложении Вашингтона: "Проект США не отвечает критериям, которые российская сторона выдвинула заранее и на которых она настаивает". Чего же хочет российская сторона? Она твердо придерживается известной позиции, что сначала должны вернуться военные инспекторы, и лишь затем Совет безопасности будет принимать дальнейшие решения.
Это служит одновременно нескольким целям. С одной стороны, стратегической: конфликт вокруг Ирака не должен стать прецедентом наличия у Вашингтона неограниченных полицейских полномочий в будущих конфликтах. Отсюда ? желание сохранить за ООН не просто декоративную роль. Во-вторых, Кремль боится распространения ближневосточного пожара. Бывший министр иностранных дел и специалист по Саддаму Евгений Примаков сомневается, что США после победы над Ираком смогут удержать от распада государство, населенное курдами, суннитами и шиитами. Он настаивает на диалоге с диктатором, мол, с ним можно разговаривать, если его хорошенько прижать к стенке. В-третьих: Россия хочет остаться в деле, даже если начнется война. Ей желательно иметь комфортную позицию в первый же день "после Саддама". Поэтому слово взял российский нефтяной магнат. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский потребовал от США "экономических компенсаций", если Москва скажет войне "да". Конкретно говорится, что экономика России хочет гарантий своего участия в разработке иракских нефтяных месторождений.
При этом Москва не может пойти на риск конфликта с США. Итак, кремлевские дипломаты пытаются выиграть время. Они обращаются к "ставшей уже привычной стратегии", как пишут "Известия": "Сначала все российские партнеры по переговорам вплоть до министра упрямятся, чтобы тем самым содействовать президенту в прорыве на том или ином направлении". Можно предвидеть, что в конце концов Москва встанет на позиции США ? поскольку у нее все равно нет другой возможности.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях