The Independent | 24 октября 2003 г.
Окажется ли сказка о любви сильнее пропагандистской войны в Индии и Пакистане?
Корреспондент
Судя по тому, какой популярностью пользуются фильмы "Болливуда" (индийский аналог Голливуда) и "Лолливуда" (то же самое, но в Пакистане), это должен быть хит. Простая история о нелегкой любви с сюжетом, который на протяжении десятилетий привлекал в кинотеатры зрителей в Индии и Пакистане.
Индийская девушка из народа сикхи влюбляется в мусульманского юношу Шамиля, который родом из Пакистана.
Оба семейства в негодовании, и девушку отправляют в Лондон, чтобы она там вышла замуж за своего кузена. Шамиль тоже едет в Лондон, и, в конце концов, любовь торжествует.
Однако попадет ли этот фильм на экраны индийских и пакистанских кинотеатров? Вряд ли.
Потому что фильм "Пенджабская девушка" нарушает неписаное правило киноиндустрии двух "ядерных" соседей - он не пытается демонизировать ни одну из сторон, а это может не понравиться цензорам в обеих странах.
Но даже если он пройдет цензуру, то местные политики уже точно не преминут дать выход своему недовольству. В прошлом году в столице киноиндустрии Индии - Бомбее - правые активисты били стекла и устраивали беспорядки в кинотеатрах, которые демонстрировали один фильм, который показался им "непристойным".
Однако каким бы ни был успех фильма, "Пенджабская девушка" обещает вызвать революцию в индийской и пакистанской киноиндустрии. Это будет первый фильм со времен раздела Индии в 1947 году, который одновременно выйдет на экранах в двух странах.
Фильм "Пенджабская девушка", снятый британской кинокомпанией Paragon Pictures, появится на экранах в Великобритании, Америке, Индии и Пакистане в следующем месяце.
Со времен войны между двумя враждующими соседями в 1947-1948 годах индийские фильмы запрещены в Пакистане, а пакистанские фильмы, в свою очередь, запрещены в Индии. Кроме того, пока армии двух стран сражались на полях битвы, на протяжении последнего десятилетия "Болливуд" и "Лолливуд" тоже вели своего рода войну, неся в народ с киноэкрана идею о взаимной ненависти.
Начиная с 1997 года в Индии снимаются по крайней мере четыре многобюджетных фильма, в которых главным "злодеем" является пакистанский агент, а положительный герой настроен патриотически, т.е. против Пакистана.
В период после Каргильского кризиса в 1999 году был снят ряд фильмов, в которых Пакистан и его разведка рисовались как чудовище, ответственное за все насилие в индийском обществе.
Похожая тенденция наблюдалась и по другую сторону границы, где фильмы рассказывали о жестокостях и подрывной деятельности индийской армии в Кашмире и Пакистане.
Известный кинорежиссер Махеш Бхатт признает, что идет пропагандистская война.
"Антипакистанская риторика имела успех у индийской аудитории, и был снят ряд соответствующих фильмов", - говорит он.
"Пенджабская девушка", вероятно, станет первым фильмом, который будет показан по обе стороны границы и который не создает впечатления, что соседняя страна кишит бесчеловечными и злыми людьми.
Фильм сняли пакистанский режиссер Саид Нур и индийский режиссер Шашилал Наир.
Быть может, это начало сотрудничества между двумя киноиндустриями, которые до сих были несчастными жертвами вражды между своими народами.
Сходство индийской и пакистанской культур означает, что спрос на индийский фильмы в Пакистане высок. Господин Наир говорит: "Из-за запрета индийские картины попадают в Пакистан через Лондон и Дубай".
По оценкам, из-за пиратства "Болливуд" теряет 10 млн рупий (130 тыс. фунтов) ежедневно. Однако правительства двух стран сохраняют запрет, дабы, как говорят они, "защитить свой народ от пропагандистской войны, которую ведет противная сторона".
Тем временем "экранные" битвы уже привели к страху представителей обеих стран перед тем, что их представят в искаженном свете.
Британский продюсер пакистанского происхождения Афзал Хан говорит: "Нас забросали запросами и угрозами, поступающими от представителей сикхов, которые опасались, что в фильме они будут представлены в невыгодном свете. Но мы заверили их, что оба режиссера как бы уравновесили друг друга, и мы даже организовали специальный показ фильма в Лондоне для религиозных лидеров".
Надо сказать, что в фильме нет ни крупных звезд для привлечения публики, ни уникального сюжета.
И все же он может сигнализировать о начале культурных и экономический отношений между Индией и Пакистаном, а также компенсировать ненависть, льющуюся с экранов, и дать возможность зрителям в обеих странах занять более толерантную позицию по отношению друг к другу.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях