The Telegraph | 24 октября 2003 г.
Российская база повышает ставки в "большой игре"
Дэниэль Маклафлин
Вчера российские военные вернулись в бывшую советскую Среднюю Азию и оказались по соседству с американцами
Под рев проносящихся над головой истребителей президент Владимир Путин открыл военно-воздушную базу Кант в Киргизстане и провозгласил, что возвращение российских военных в этот уголок бывшей империи будет способствовать безопасности и стабильности в регионе.
Однако всего лишь в 20 милях от этого места находится военная база США и их союзников Манас, где базируются истребители, транспортные самолеты и 1100 военнослужащих.
Аналитики задаются вопросом, как старые враги по холодной войне, они же союзники по борьбе с терроризмом, будут ладить друг с другом.
Говоря о Канте, первой военно-воздушной базе, которую Москва развернула за границей с момента распада Советского Союза, президент Путин заявил, что, строя авиационный щит в Киргизстане, Россия стремится укреплять безопасность этого региона, стабильность которого имеет все более важное значение.
Назвав новую базу сдерживающим фактором для террористов и экстремистов всех мастей, Путин добавил, что благодаря ей станет легче контролировать горные районы, где скрываются преступные группировки и международные торговцы наркотиками.
На базе Кант, расположенной в 150 милях от границы с Китаем и примерно в 20 милях от базы Манас (которая, в свою очередь, находится в пригороде столицы Киргизии Бишкека), будут размещены около 10 штурмовиков и четыре вертолета.
После терактов 11 сентября Путин превратил Москву и Вашингтон в союзников, дав согласие на использование американцами бывших советских баз в Средней Азии, находящихся вблизи Афганистана и непосредственно внутри зоны, которую Кремль до сих пор считает зоной своего влияния.
Некоторые министры в российском правительстве выражают растущую обеспокоенность присутствием американских войск в регионе, несмотря на утверждения Белого дома, что эти войска необходимы для предотвращения возрождения "Талибана".
Путин заявил, что Россия и Америка должны сотрудничать в борьбе против терроризма, однако Вашингтон не должен рассматривать свое присутствие в Средней Азии как постоянное. Путин сказал, что американская база, база международной коалиции, была развернута для реализации конкретной задачи - проведения операции в Афганистане.
Аналитики утверждают, что возвращение России в Среднюю Азию в большей степени направлено на противодействие планам США, чем на борьбу с международным терроризмом и торговлей наркотиками.
Виктор Кременюк, специалист по международной безопасности Института США и Канады заявил, что Путин рассматривает американское присутствие в Средней Азии как политический вызов, и он должен был пойти в Киргизию, чтобы принять этот вызов.
Алексей Малашенко, специалист по исламскому миру Центра Карнеги в Москве заявил, что перед парламентскими выборами в декабре этого года и президентскими в марте следующего Кремль стремится показать, что он не пасует перед Вашингтоном. Большинство россиян рассматривают присутствие американцев в Средней Азии, на территории бывшего СССР, как нечто противоестественное, и Путин и его министры должны были разыграть эту карту, добавил он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях