Global Post | 24 октября 2012 г.
Как российско-грузинская "маленькая война" развязала "гонку боевых беспилотников"
Николас Клейтон
Что означает глобальный бум боевых беспилотников для национальной безопасности США и будущих средств ведения войны в целом? - вопрошает The Global Post. Издание публикует целый цикл репортажей "Эпоха беспилотников: почему нам следует опасаться глобального распространения БПЛА" из разных стран - от Израиля до Ирана, от Йемена до Бразилии. Журналист Николас Клейтон сфокусировался на российско-грузинской войне 2008 года.
"По мнению военных историков и экспертов, 7 августа 2008 года началась первая в мире двусторонняя "война беспилотников", - говорится в статье. Российско-грузинская война "в значительной мере была спровоцирована беспилотниками и велась ими", полагает автор. Именно тогда Россия осознала стратегическое значение БПЛА.
По данным автора, за 4 месяца до начала войны грузинская сторона начала практиковать разведывательные полеты над Южной Осетией и Абхазией, используя израильские беспилотники Hermes-450. Над Абхазией в апреле-мае 2008 года было сбито от 3 до 7 (версии конфликтующих сторон сильно разнятся) грузинских БПЛА.
Эти инциденты заострили внимание на недоработках в международном праве и договорах, отмечает автор. ООН и ОБСЕ заключили: Россия нарушила соглашение от 1994 года, сбив грузинский беспилотник с помощью боевого самолета. Однако ООН заключила, что и Грузия нарушила перемирие, так как разведывательный полет - военная операция.
В конечном итоге инцидент с беспилотником укрепил у обеих сторон уверенность, что противник готовит атаку, заключает издание.
Между тем после войны российские официальные лица и военные аналитики заключили, что многие огрехи российских войск объясняются низким качеством беспилотников. Министр Сердюков позабыл подписать соответствующий приказ, и российские БПЛА поступили на фронт не сразу, пришлось посылать в разведку боевые самолеты. Позднее российские официальные лица сообщили, что во время войны с Грузией применяли лишь устаревшие беспилотники.
"Однако, если до конфликта у России было плохо с беспилотниками, а у Грузии - хорошо, то все переменилось, когда Израиль перешел в другой лагерь", - говорится в статье.
Россия закупила в Израиле 12 беспилотников. В 2010-м Россия и Израиль договорились совместно произвести еще несколько десятков аппаратов. "Как ожидается, Россия и дальше будет наращивать свой арсенал БПЛА, хотя попытки производить высококачественные бомбардировщики в стране преимущественно бесплодны, а против закупок за границей резко возражают московские твердолобые", - говорится в статье.
Тем временем Израиль под давлением России разорвал контракты на поставки вооружений в Грузию. Москва "публично намекнула, что задумается о поставках современного оборудования врагам Израиля", говорится в статье.
В нынешнем году на WikiLeaks появилась любопытная информация, которая содержалась в переписке фирмы Stratfor. "Некий мексиканский источник утверждал: по мнению грузинской стороны, Израиль предоставил Москве "коды каналов передачи данных" беспилотников Hermes-450, что позволяет российским силам "взламывать" их и провоцировать их аварии. Как предполагается, взамен были предоставлены данные о системах ПВО, которые Россия поставила Ирану", - пересказывает автор. Впрочем, несколько экспертов заявляют, что Израиль вряд ли согласился бы на подобный обмен разведданными.
Как бы то ни было, в апреле президент Саакашвили презентовал новые беспилотники, заявив, что они разработаны и производятся в Грузии. Но военный атташе Эстонии в Грузии подтвердил в интервью изданию, что это беспилотники SWAN, которые разработаны эстонской ELI и производятся Грузией по лицензии. Swan сильно уступает Hermes-450: например, может приземляться только на парашюте.
БПЛА необязательно обеспечат колоссальный перевес на поле боя, но будут стимулировать начало новых войн, считает эксперт Ник Тёрс. Международное право не спешит учитывать новые реалии, а США диктуют правила применения беспилотников, исходящие из идеи, будто вторжение самолета-робота в иностранное пространство - вовсе не вторжение, поясняет он. В случае территориальных споров законность применения беспилотников еще более расплывчата, отмечает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях