The Washington Post | 24 сентября 2002 г.
Российский миллиардер мирит свою страну с Западом
Дэвид Хоффман
В восьмидесятых годах Михаил Ходорковский сидел в джинсах и рубашке в своем простом кабинете на первом этаже московского здания. Здесь он понял, как можно с выгодой воспользоваться развалом советской системы. В девяностых он смог завладеть гигантской нефтяной компанией и огромным состоянием.
Сейчас Ходорковскому 39 лет. Он один из самых богатых людей в России. Однако по-прежнему ведет себя скромно. Мало кто обратил внимание на человека в простом темном костюме и белой рубашке с портфелем и без охранников, который вошел в лобби Jefferson Hotel. Недавно Ходорковский сообщил, что владеет акциями гигантской российской нефтяной компании ЮКОС - генеральным директором которой он является - на общую сумму в 7 млрд долларов.
В отличие от других российских магнатов, которые обладали огромной властью при президенте Борисе Ельцине, Ходорковский не стремится к известности. Однако именно ему удалось опередить других олигархов, пришедших в бизнес во время перестройки и процветающих среди неопределенности и хаоса разваливающегося СССР. Он стал самым богатым из них, а сейчас ставит перед собой еще более высокие цели.
На прошлой неделе он приехал в Вашингтон, чтобы создать новый фонд "Открытая Россия", который будет укреплять связи его страны с Западом.
"В течение многих веков Россия пыталась выбрать между Востоком и Западом, - сказал Ходорковский. - Много раз у страны появлялась возможность сделать конкретный выбор. В настоящее время мы вновь стоим на таком перекрестке. Мы не хотим, чтобы Россия упустила этот шанс. Мы хотим стать частью западного общества".
В конце девяностых Ходорковский заслужил репутацию жесткого бизнесмена, он сурово обходился с кредиторами и мелкими инвесторами.
Два года назад Ходорковский решил изменить свою репутацию. Он выплачивает дивиденды, вкладывает средства в закупку нового оборудования, обещает повысить качество корпоративного управления. Это принесло ему огромную выгоду. За эти два годы цена акций ЮКОСа выросла на 1377%. 36% акций принадлежат Ходорковскому, а значит, он тоже разбогател. Мировые цены на нефть растут и почти достигли 30 долларов за баррель. ЮКОС очень хорошо зарабатывает.
Ходорковский вложил в "Открытую Россию" 16 млн. долларов. В среду он встречался с одним из ведущих американских специалистов по истории России, сотрудником бибилиотеки конгресса Джеймсом Биллингтоном.
"Не так часто, - сказал Биллингтон, - можно встретить человека, у которого все в порядке, но который стремится делать добро".
Новый фонд Ходорковского пригласил в свой совет бывшего госсекретаря Генри Киссинджера и британского филантропа лорда Ротшильда. Нефтяная компания предоставила 1 млн. долларов программе обмена "Открытый мир", в рамках которой молодые российские лидеры посещают Соединенные Штаты. Эта программа создана при активном участии Биллингтона.
В библитеке конгресса Ходорковский общался с бизнесменами, российскими специалистами, конгрессменами, членами правительства. Ротшильд одобрил перемены, произошедшие с российским бизнесменом. По его словам, "Ходорковскому было крайне полезно измениться".
Кроме того, Ходорковский спонсирует постоянную выставку российских произведений искусства в лондонском музее Somerset House.
В 1966 г. Биллингтон опубликовал свою классическую работу "Икона и топор", историю российской мысли и культуры. В то время в Советском Союзе только-только начинался период продолжительного застоя.
Ходорковскому тогда было три года.
Он был одним из первых, кто начал заниматься бизнесом во времена Горбачева, когда появилась такая возможность. Почти все успешные олигархи очень молоды. Одна из главных загадок первого десятилетия существования новой России - почему старые директора не стали богатыми магнатами.
"Они не изменились, - объяснил Ходорковский. - Мы готовы меняться... Может быть, это - характеристика нашего поколения. Когда мы были молоды, жизнь в стране начала меняться. Мы жили в государстве, где все постоянно менялось. Это заставляло меняться нас самих".
По словам Ходорковского, он хочет, чтобы россияне ближе познакомились с Западом, чтобы они не прекратили попыток построить рыночную демократию. В России филантропические усилия Ходорковского направлены прежде всего на повышение уровня образования. Тем же самым со времен развала Советского Союза занимается финансист Джордж Сорос и его Институт открытого общества.
Президент России Владимир Путин тоже обещал укреплять связи с Западом, но критики в стране говорят, что он пытается подавить такие институты демократии и гражданского общества, как свободная пресса. Кроме того, Путин, связав свою судьбу с США, сталкивается с сопротивлением со стороны военных и служб безопасности, которые до сих пор относятся к западу с недоверием.
"Мы хотим, чтобы в России развивалось здоровое гражданское общество и это не абстрактное желание, - сказал Ходорковский. - Мы осознали, что это делает жизнь проще... Для нас это трезвое деловое решение.
Может быть, Ходорковский выжил именно благодаря умению принимать трезвые деловые решения. Два года назад Путин пообещал искоренить олигархов как класс. По давлением Кремля два самых видных магната ельцинских времен, Борис Березовский и Владимир Гусинский, были вынуждены покинуть страну. С остальными олигархами Путин договорился так: они могут сохранить то, чем завладели в хищнические девяностые, если не будут совать нос в политику и Кремль.
Ходорковский принял эти условия и выжил. На свои средства он покупает компании за рубежом. Сейчас его интересуют, в частности, природный газ и электричество. Он выступает за быстрое вступление России в Всемирную торговую организацию. Он призывает увеличить объем поставок российской нефти в США, несмотря на огромные транспортные проблемы, - это избавило бы Америку от зависимости от ближневосточного сырья.
Тем не менее корпоративные споры в Москве по-прежнему решаются с помощью вооруженных людей в масках. Недавно был похищен руководитель другой нефтяной компании. Несмотря на то что в последние годы Путин принял много новых законов, продолжаются конфликты вокруг прав собственности. Недавно стало известно, что Кремль собирается каким-то образом лишить частные компании прав на добычу полезных ископаемых. Ходорковский сказал, что говорил об этом в Кремле, где его заверили, что ничего подобного не произойдет.
"Я считаю, что собственность в России защищена хорошо, - сказал он, тщательно подбирая слова. - Лучше, чем права личности. Я считаю, что главная наша задача - создать гражданское общество. В отношении прав собственности нам удалось прийти к консенсусу. Может быть, население в целом еще к нему не пришло, но что касается элиты, то консенсус безусловно существует".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях