The Wall Street Journal | 24 сентября 2002 г.
Китайский предприниматель будет управлять северо-корейской зоной свободной торговли
Джей Соломон
Один из самых богатых людей Китая, Ян Бин стал президентом капиталистического анклава, который будет построен в северо-восточном уголке Северной Кореи. Это беспрецедентная попытка сблизить закрытое государство с мировой экономикой.
В понедельник представители Северной Кореи и Ян заявили, что тридцатидевятилетний китайский магнат получит полную свободу управлять "особым административным регионом Синуиджу", определять его законодательную, правовую и финансовую политику. Это зона свободной торговли будет жить по капиталистическим законам в течение 50 лет.
Местных жителей переселят в другое место. Зона будет окружена стеной, чтобы доступ к ней не получила остальная часть социалистической Северной Кореи. Сюда приедут профессиональные руководители из Азии, Европы и США, которые выступят в роли законодателей. Японские и южно-корейские фирмы будут заниматься здесь производством и сельским хозяйством.
Разрабатывая эту программу, Пхеньян воспользовался примером свободных экономических зон, созданных Китаем. В частности, отношениями Пекина и Гонконга. "Государство должно дать региону право на использование и управление землей, способствовать развитию бизнеса", - заявил представитель северо-корейского информационного агентства.
Ян сказал, что лидер Северной Кореи Ким Чен Ир одобрил идею полной автономии и согласился на то, что "ни один министр центрального правительства не будет иметь право вмешиваться" в политику региона.
Пока непонятно, сможет ли тоталитарный режим надолго отказаться от управления частью своей территории. Надежды на то, что Северная Корея начнет проводить реформы, появлялись и раньше, но до сих пор никогда не становились реальностью. В середине девяностых Пхеньян обнародовал план привлечения иностранных инвестиций и создания свободной торговой зоны в портовом городе Раджин-Сонбонг, но в результате было заключено лишь несколько инвестиционных сделок.
Создать такую свободную зону нелегко. Бюрократия Северной Кореи традиционно подавляет всякие предпринимательские почины. Электростанции и линии электропередач страны находятся в очень плохом состоянии. Доступа в интернет у жителей государства практически нет. В Синуиджу не хватает чистой воды и электричества. Дороги очень плохие.
Много сомнений вызывает и китайский предприниматель, который с точки зрения Пхеньяна должен играть в этом проекте центральную роль. Его личное состояние, по оценкам, составляет сотни миллионов долларов. Власти Пекина подозревают его в уклонении от уплаты налогов. Его главное гонконгское предприятие пострадало из-за странных смен руководства и низкого уровня прозрачности.
Тем не менее проект в Синуджи - признак того, что в этом закрытом государстве, где экономическое и политическое развитие прекратилось несколько десятков лет назад, что-то меняется. В июле Пхеньян отказался от талонов на продукты питания и повысил цены до уровня черного рынка. Сотрудникам госпредприятий повысили зарплаты. Северная Корея начала работать над восстановлением железнодорожной связи с Южной Кореей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях