The Japan Times | 24 сентября 2004 г.
России необходимо расширить свое влияние на Корейском полуострове
Людмила Юшина, Джон Барри Котч
Сейчас, когда шестисторонние переговоры с Пхеньяном вошли в стадию сильного охлаждения, президент Южной Кореи Ро Му Хён обратил свой взор на Россию, в надежде, что это поможет расколоть образовавшийся лед. Ро надеется на то, что во время встречи с президентом России Владимиром Путиным в Москве на этой неделе ему удастся склонить Путина занять более активную позицию в решении ядерной проблемы Северной Кореей и расширить двусторонние экономические отношения с Сеулом.
Несмотря на то что Китай снискал аплодисменты от Соединенных Штатов и других стран за согласие принять у себя участников шестисторонних переговоров и за свое активное дипломатическое посредничество, конкретные результаты переговоров к настоящему времени остаются весьма скудными. В отличие от руководства Китая, Путин, проведя три последних встречи с лидером Северной Кореи Ким Чен Иром, занимает в глазах Пхеньяна самую прочную позицию по сравнению с остальными лидерами стран-участниц переговоров. Именно Путин в настоящее время способен устранить разногласия между Пхеньяном и остальными участниками переговоров.
Как ни странно, экономически более зависящий от Китая Пхеньян оказывает больше дипломатического доверия Москве. Личная взаимная симпатия лидеров двух стран и мышление здесь очень важны, но и реальная политика тоже имеет немалое значение .
В китайской политике по отношению к Северной Корее существует много противоречивых элементов, начиная с вопроса о статусе северокорейских беженцев и кончая ценами на поставки риса. Но Россия стремится к достижению прочного баланса между Севером и его южным конкурентом и имеет большую свободу для политических маневров. Кроме того, как поставщик оборудования и компонентов для ядерных реакторов на Север в 1980-е годы, Москва настойчиво требует, чтобы Пхеньян соблюдал Договор о нераспространении ядерного оружия в качестве предварительного условия для дальнейшего получения такой помощи. Москва делает это при помощи политических рычагов и морального давления на северокорейское руководство.
Крайне важно, что Москва, как вторая мировая ядерная держава, сейчас более всего подходит на роль посредника в решении северокорейской проблемы. И если Пхеньян действительно серьезно относится к решению ядерного тупика, то для этого ему не найти более подходящего партнера. А если это не так, то Путин вряд ли будет вхолостую растрачивать свой престиж.
У Южной Кореи и России возникло множество вопросов в экономической сфере, которые требуют всестороннего обсуждения как на высшем уровне, так и на местах. Восстановление дипломатических отношений десять лет назад дало толчок к ожиданию крупномасштабной взаимной экономической выгоды. В развивающуюся экономику России стремительно потекли южнокорейские инвестиции, а из последней - оптовое сырье и поставки энергетического сырья.
Однако надеждам южнокорейского бизнеса так и не суждено было сбыться. Несмотря на то что южнокорейские товары, начиная с автомобилей и кончая сотовыми телефонами и стиральными машинами, пользуются высоким спросом у российских потребителей, торговый оборот является весьма скромным по сравнению с тем, каким он был десять лет назад.
Однако все более возрастающие насущные потребности должны модернизировать и изменить отношения между Россией и двумя странами Корейского полуостровом в целом. Россия и Южная Корея в одинаковой степени рассматривают Север как своего потенциального партнера и стремятся добиться открытия этой страны.
И действительно, Москва предлагает Северу программу по модернизации системы северокорейских электростанций сети железных дорог для создания единой инфраструктуры, позволяющей соединить российский участок Транссибирской железной дороги с корейским транспортным коридором, проходящим с Юга через демилитаризованную зону к Кэсонской промышленной зоне Севера.
Невзирая на взаимные обязательства по региональной интеграции, Сеул и Москва оказываются заложниками Пхеньяна, поскольку их дальнейшее двустороннее сотрудничество всецело зависит от решения северокорейской ядерной проблемы и нормализации отношений между Севером и Югом.
Огромные запасы нефти и природного газа на российском Дальнем Востоке могли целиком освободить регион Северо-Восточной Азии от энергетической зависимости от экстрарегиональных источников - но только в том случае, если проблема безопасности Корейского полуострова будет решена мирно и быстро.
Что касается более широких масштабов сотрудничества, то интересы безопасности и экономики приведут Россию и Южную Корею, бывших противников в холодной войне, в единый лагерь, а Вашингтон и Пхеньян, как участники шестисторонних переговоров, будут не только тщательно следить за развитием событий, но и принимать непосредственное участие в обсуждениях и принятии важных решений.
Сеул уже не следует автоматически всем предложениям Вашингтона. Он придерживается независимой линии на шестисторонних переговорах и выступает за сотрудничество с Северной Кореей намного больше, чем этого желает Вашингтон. При этом и Пхеньян не является советским сателлитом, как это когда-то было.
Однако ни Сеул, ни Москва пока не могут направить Вашингтон или Пхеньян в желаемое для них русло переговоров. Дальнейший ход шестисторонних переговоров будет проверкой способности президентов двух стран найти путь к решению проблемы безопасности на Корейском полуострове и правильно использовать весь экономический потенциал этого региона.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях