The Guardian | 24 сентября 2008 г.
Никаких сожалений: в прощальной речи в ООН Буш сосредоточился на своих достижениях
Эд Пайлкингтон
Вчера Джордж Буш без всякого раскаяния и сомнений выступил перед представителями 192 стран на Генеральной Ассамблее ООН, практически полностью посвятив прощальное слово проблеме терроризма, назвав его злом, которое необходимо искоренить.
В своем восьмом и последнем выступлении перед практически безмолвным залом, где собрались мировые лидеры, президент США озвучил позицию, которая удивительно мало изменилась со времен его первого обращения к Генассамблее после атак 11 сентября 2001 года, которым подверглись Нью-Йорк и Вашингтон. Он заявил, что мировой экстремизм остается столь же серьезной угрозой, как и все прочие, с которыми борется ООН с момента основания в 1945 году. "Так же, как рабству и пиратству, терроризму нет места в современном мире", - сказал он.
Буш воспользовался шансом оценить свои два президентских срока, при этом он не выражал сожаления и не приносил извинений.
Афганистан и Ирак преобразились, сказал он, превратившись из "режимов, активно поддерживавших терроризм, в демократические страны, которые борются с террором".
Ливия прекратила поддерживать экстремистов и отказалась от попыток создать ядерное оружие, Пакистан и Саудовская Аравия участвуют в искоренении экстремизма. Демократия под надзором Буша распространилась по земле. "Во все времена и в любом месте, где людям предоставляется выбор, они выбирают свободу", - сказал президент.
За семь лет, прошедшие с тех пор, как Буш начал так называемую войну с терроризмом, его администрация стала одной из самых неоднозначных в истории США. На мировой арене ее критиковали за неуважение к международному праву и за неэффективные действия по урегулированию после конфликтов в Ираке и Афганистане.
Нынешняя речь пришлась на то время, когда многие из шагов администрации Буша, как кажется, принесли обратный результат.
Силы талибов в Афганистане растут, в Пакистане отмечен всплеск насилия, мирное урегулирование на Ближнем Востоке зашло в тупик, попытки не дать Ирану и Северной Корее развить ядерные технологии зависли в воздухе.
Однако в своей речи, продлившейся 21 минуту, Буш лишь мельком коснулся отрицательных моментов собственного наследия. Единственным намеком на ошибки стало признание, что "мы были свидетелями успехов и неудач", и указание, что борьба в Ираке оказалась "трудной".
Решение начать вторжение в Ирак в 2003 году без одобрения со стороны ООН стало одним из самых серьезных ударов по авторитету международной организации с момента ее основания. Буш намекнул на этот спор, напомнив о "разногласиях, которые были у наших стран по поводу Ирака", но добавил, что за последние два года каждодневная жизнь в стране серьезно улучшилась. "Мы все должны приветствовать это продвижение к стабильности и миру", - указал американский лидер. Хотя в разгар иракского кризиса Буш упрекал ООН в фактическом безразличии, вчера он пошел на мировую, сказав, что угроза со стороны экстремистов сделала многосторонние организации "как никогда нужными".
Президент напрямую обратился к сидевшей перед ним делегации из России, заявив, что страна нарушила Устав ООН, когда отправила солдат в Грузию. "Мы должны быть едины в своей поддержке грузинского народа. Молодые демократии по всему миру смотрят, как мы ответим на это испытание", - сказал Буш.
Кроме того, он отдельно упомянул Северную Корею и Иран в связи с их ядерными программами и призвал ООН ввести против обеих стран более жесткие санкции, а также наказать Иран и Сирию за то, что те продолжают поддерживать терроризм.
Тот факт, что Буш включил Иран в списки по обоим преступлениям, не остался незамеченным для иранского президента Махмуда Ахмадинежада. Ахмадинежад выступал перед Генассамблеей через несколько часов после Буша и обрушился на США за то, что они предъявляют незаконные претензии к "мирной ядерной программе" Ирана.
Кроме того, он фактически обвинил Израиль в контролировании президентских выборов в США. "Небольшое, но коварное меньшинство сионистов играет с американской общественностью", - сказал он.
Привлекла внимание и другая дипломатическая инициатива: кандидат в вице-президенты от республиканцев Сара Пэлин начала ряд встреч с мировыми лидерами, в том числе с президентом Афганистана Хамидом Карзаем и президентом Колумбии Альваро Урибе. Беседы, однако, проходили строго за закрытыми дверями при отсутствии прессы.
Тень 11 сентября
Выступая во вторник с финальной речью перед Генеральной Ассамблеей ООН, президент Буш вернулся к тому, с чего начинал 10 ноября 2001 года, когда впервые обратился к мировым лидерам с воинственным призывом, заложившим основы курса, получившего затем называние "война с терроризмом".
К тому времени едва улеглась пыль после удара по Всемирному торговому центру 11 сентября, с момента терактов прошло менее двух месяцев. Как сказал тогда Буш на специальном субботнем заседании в здании ООН в Нью-Йорке, "в нескольких милях отсюда многие тысячи людей до сих пор лежат в каменной могиле".
В тот день над штаб-квартирой ООН висела тень 11 сентября, и она задавала тон обращению Буша к миру. "Время сострадания прошло. Наступило время действовать, - сказал он. - Каждый из нас должен ответить за то, что сделал, или за то, что оставил несделанным".
Оглядываясь назад, можно сказать, что 22-минутная речь Буша 11 ноября 2001 года дала четкое представление о его дальнейшем президентстве. "Любому режиму, который поддерживает террор, придется заплатить за это. И он заплатит", - пообещал он тогда.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях