The Washington Post | 24 сентября 2009 г.
Иранский лидер предлагает США контакты с национальными учеными-ядерщиками
Гленн Кесслер
Как пишет The Washington Post, вчера, выступая с трибуны ООН, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил о готовности дать разрешение своим ядерным экспертам встретиться с учеными из Соединенных Штатов и других стран в качестве шага, нацеленного на укрепление доверия к ядерной программе Тегерана.
В ходе международных переговоров на следующей неделе Иран также будет стремиться достичь договоренности с США о приобретении там обогащенного урана, необходимого для медицинских целей. Об этом иранский лидер сообщил редакторам из The Washington Post и Newsweek. По его мнению, согласие американской стороны продемонстрирует серьезность намерений администрации Обамы, тогда как отказ даст Тегерану возможность продолжить собственное обогащение.
"Эти ядерные материалы, которые мы намерены приобрести, нужны для медицинских целей... Это гуманитарный вопрос, - заявил Ахмидинежад в ходе интервью. - Я думаю, что это очень весомое предложение, которое дает хорошую возможность для начала".
Издание поясняет, что радиоактивные изотопы действительно применяются при диагностике и лечении некоторых заболеваний. По словам Ахмадинежада, порядка 20 медицинских препаратов такого рода производятся сейчас в Иране, однако необходимо больше топлива.
Свои предложения, как отмечается, Ахмадинежад сделал на фоне попыток США и других ведущих держав склонить Иран к полной транспарентности его ядерной программы, альтернативой чему должен стать новый виток более жестких санкций. Воспользовавшись сессией Генассамблеи ООН, отмечает издание, Барак Обама встретился в среду с российским президентом Дмитрием Медведевым и обсудил перспективы того, что американский лидер называл "серьезными дополнительными санкциями". Российский президент заявил: " Позиция России достаточно проста: санкции редко приводят к продуктивным результатам, но в некоторых ситуациях использование санкций является неизбежным". В свою очередь президент Франции Николя Саркози в интервью французскому телевидению сообщил, что в ходе диалога с Ираном "не удается ничего достичь", добавив, что, по его мнению, окончательным сроком станет декабрь.
Как напоминает издание, 1 октября представители Ирана встретятся в Женеве с дипломатами "шестерки" мировых держав (Россия, США, Китай, Германия, Великобритания, Франция) с тем, чтобы обсудить ядерную программу Ирана. Ахмадинежад заявил, что на эти переговоры иранская делегация приедет с новым предложением. В среду вечером министры иностранных дел и другие высокопоставленные чиновники "шестерки" встретились в ООН для обсуждения совместной стратегии на переговорах.
В своем выступлении в среду перед Генассамблеей Обама отдельно выделил Иран и КНДР как "ядерных отщепенцев". Президент США заявил: "Мир должен занять единую позицию, чтобы продемонстрировать, что международное право не пустые обещания и что к исполнению договоров можно и принудить. Мы должны быть упорными, чтобы будущее не принадлежало страху".
Издание отмечает, что иранский медицинский реактор в годы правления шаха обеспечивался топливом из США. По словам бывшего инспектора, а ныне президента Института науки и международной безопасности в Вашингтоне Дэвида Олбрайта, после исламской революции 1979 года дополнительный уран поступал в Иран из Аргентины, которая, впрочем, также прекратила поставки в 1980-е годы.
Последний шаг иранского лидера Олбрайт называет "умным", поскольку сама стоящая за ним идея предполагает "шантаж". Получив отказ в поставках топлива, Иран может объявить, что у него нет другого выбора, и начнет обогащать уран до 20%, притом что сейчас Исламская республика производит лишь низкообогащенный уран (3-5%), пригодный только для нужд атомной энергетики. С другой стороны, положительный ответ на этот запрос, по сути, будет означать отмену международных санкций.
Издание поясняет, что, хотя оружейные ядерные материалы обогащаются до уровня в 90%, поставка топлива для медицинского реактора может позволить Ирану перейти на следующий технологический уровень.
В ходе часового интервью президент Ирана, как подчеркивает The Washington Post, выглядел "расслабленным и уверенным в себе". Он заявил, что Иран не заинтересован в создании ядерного оружия, выразил надежду на изменение в отношениях с Соединенными Штатами с избранием Обамы и даже предположил, что Тегеран теоретически мог бы оказать содействие силам коалиции в Афганистане.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях