Le Monde | 25 июля 2002 г.
Оправдания Шарона не убедили израильтян
Катрин Дюпейрон
В Израиле никто, или почти никто, включая оппозицию, не ставил под сомнение необходимость устранения такого опасного деятеля, как Салах Шехаде. Вместе с тем, у многих возникают вопросы об условиях, в которых эта операция была осуществлена.
СМИ подводят мрачный итог деятельности руководителя военного крыла движения "Хамас", разработчика самых кровопролитных терактов совершенных в течение двух последних лет. При этом израильские телевидение и пресса делают акцент на многочисленных критических заявлениях, последовавших за этой "ликвидацией". Телевидение пускало в эфир длинные репортажи о детях, убитых и раненых в результате применения этой бомбы, весом в тонну.
Во вторник вечером, начиная вечерний выпуск новостей, диктор сказал, что "Шхаде был правильной целью, но место было выбрано неправильно". Этим утром, газета Maariv на первой странице опубликовала три интересующие всех вопроса. Почему разведывательные службы игнорировали присутствие гражданских в этой зоне? Почему армия использовала такую мощную бомбу, обладающую такой разрушительной способностью? Наконец, почему эта акция была осуществлена именно в тот момент, когда появились некоторые обнадеживающие признаки возможного возобновления контактов, сотрудничества в области безопасности между израильтянами и палестинцами, а также достижения договоренности с "Хамас" о прекращении терактов? Редакционная статья озаглавлена: "Шарон ошибся". По словам военного корреспондента газеты Ha'aretz Амоса Хареля, "это убийство привело уже к одному результату: армия будет вынуждена длительное время оставаться в городах Западного берега реки Иордан?, чтобы препятствовать совершению терактов в израильских городах".
Израильские власти в течение всего вторника приносили свои извинения и выражали сожаление по поводу гибели гражданских лиц. Все эти заявления были адресованы не только международной общественности, но и израильскому населению, потрясенному смертью девяти детей. Армия и политики возлагают ответственность за эту акцию друг на друга, а объяснения израильских властей звучат неубедительно.
"Если бы мы знали, что там будут находиться гражданские лица, мы бы не начинали эту операцию", - поясняют военные и политики, перекладывая, таким образом, ответственность на разведслужбы. На что как эксперты так и журналисты и простые граждане отвечают: "Не смейтесь над нами! Как вы могли подумать, что в этом перенаселенном квартале Газы не будет гражданских лиц?" Некоторые чиновники, предпочитающие не называть своих имен, соглашаются с этим.
Решение действовать было принято сознательно, несмотря на присутствие мирных жителей. По мнению многих комментаторов, это является признаком смены политики, даже философии в израильской армии. Действительно, впервые ликвидация конкретного лица стала причиной гибели стольких мирных граждан. По мнению Йосси Сарида, лидера оппозиции, эта акция стала ошибкой. Он обвинил правительство в государственном терроризме. "Не достаточно принести извинения. Когда жертвами становятся дети и женщины, речь уже идет о форме террора".
Этот рейд поднял волну возмущения во всем мире. Хавьер Солана, представитель Европейского союза, осудил "эту операцию внесудебного убийства в густонаселенной зоне". Романо Проди, председатель Европейской комиссии, назвал эту военную акцию "усиливающей отчаяние и еще больше затрудняющей усилия по достижению мира". В британском МИДе, также как и в МИДе Франции, охарактеризовали эту операцию как "недопустимую и противоречащую преследуемым целям" . Ясир Арафат задался вопросом о том, как "мировое сообщество может продолжать молчать и ничего не предпринимать для того, чтобы прекратить эти преступления".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях