Ha'aretz | 25 июля 2003 г.
Спасти рядового Аббаса
Йоэль Маркус
По крайней мере два человека сегодня испытают чувство зависти - Арафат и Шарон, когда будут наблюдать, как президент Буш и его ближайшие советники оказывают королевские почести Абу Мазену (Махмуду Аббасу). Переварить это зрелище - задача не из легких.
Больше никаких патологических лжецов, сказал Буш. Больше никаких мужчин с бородатыми лицами, сказал Бегин. Нам больше не нужен фанатик в военной форме с сияющей на груди медалью, которой он наградил себя сам, одетый в щегольскую куфию с узелком на лбу.
Вместо этого мы увидим в Белом доме первого палестинского премьер-министра в строгом костюме с манерами европейского лидера, приехавшего на деловые переговоры.
Шарон так хотел приехать в Вашингтон первым, чтобы первым предъявить свои претензии и заставить Абу Мазена защищаться и бормотать оправдания. Но даже Арье Генгер, неофициальный эмиссар Шарона в Белом доме, не смог ему помочь. Приказ президента был похож на политическую версию сюжета "Спасти рядового Райана". Так же, как и компания солдат в фильме, персонал Белого дома был мобилизован для спасения Абу Мазена из лап тех, кто желает ему зла - прежде всего Арафата.
Абу Мазен символизирует начало реформ и реализации ближневосточного видения Буша. Для президента важно легитимировать Абу Мазена в глазах его народа и внушить палестинцам уверенность в том, что они могут получить независимое государство политическими способами, а не насилием по указке Арафата.
Сегодня Абу Мазен встретится с президентом, который очень горд собой после точечной ликвидации Удея и Кусея. Возможно, Абу Мазен услышит от Буша: вот, мол, как нужно бороться с террором. И это прозвучит намеком на то, как Абу Мазен должен действовать против "Хамас" и "Исламского джихада".
Однако слабость обернулась Аббасу на руку. Он укажет на значительный спад в подстрекательстве к насилию, а также на то, что закрасить стены в Газе, покрытые именами палестинских "мучеников" - вовсе не пустяк. Может быть, он привезет с собой копию причудливого ролика "Песня мира" с участием палестинских детей, его показывают по палестинскому ТВ. Он укажет на свои успехи в противостоянии с Арафатом. Но громче всего он будет гордиться худной, о которой договорились террористические организации. Пока нет террора, скажет он, зачем включаться в жесткие дебаты по поводу террористической инфраструктуры? Может быть, он повторит точку зрения Дахлана, согласно которой палестинцам должны позволить двигаться к миру в собственном темпе и собственными способами.
Преимущество оказаться в Вашингтоне первым заключается в том, что человек может предъявить свой список жалоб и заставить следующего визитера защищаться. Аббас пожалуется на то, что Шарон не сделал практически ни одного из тех жестов, которые от него ожидались. Шарон оказался натуральным Дядей Скруджем (скрягой) в вопросах освобождения заключенных, демонтажа КПП, консервации строительства поселений, вывода сил из палестинских городов и снятия ограничений, наложенных на палестинское население. Вместо того чтобы укреплять позиции его, Аббаса, скажет палестинский премьер, Шарон усиливает Арафата.
Резонанс от путешествия Абу Мазена будет положительным, и американцы будут ждать от него определенных поступков. Абу Мазен оставит в Белом доме множество жалоб на Шарона, особенно по поводу защитной стены, которая оставляет крупные палестинские города за пределами палестинских территорий.
В следующий вторник Буш приветствует Шарона как старого друга семьи. Они обменяются взаимными похлопываниями по спине по поводу точного выстрела, который превратил в фарш сыновей Саддама. И Буш, и Шарон ведут священную войну с террором. После ленча в Белом доме они тепло пожмут друг другу руки, и Шарон отправится домой - на запланированную встречу с Абу Мазеном.
Если вы думаете, что американцы используют визит Шарона для того, чтобы оказать на него давление, вы будете разочарованы. Шарон будет твердить, что до тех пор пока не уничтожена террористическая инфраструктура, общество просто наступит ему на горло, если он попробует быть слишком великодушным, особенно в вопросе освобождения заключенных. Большинство членов "Исламского джихада" и "Хамас", выпущенные на свободу в 1985-м, вернулись на путь террора. Шарон объяснит США, что 70% израильтян выступают против освобождения террористов и даже в правительстве у него нет большинства.
Никаких прорывов в двух сериях встреч в Белом доме не намечается. "Ничего особенного не произойдет", - говорят знающие люди. Ни Аббас, ни Шарон не уступят давлению, не говоря уж о требовании сделать больше, чем они делают сейчас. Почему? Потому что у администрации США полно собственных проблем.
Каждый день среди американских солдат в Ираке - новый труп, и это в профессиональной армии, состоящей в основном из женатых солдат с семьями. В Америке продолжается спад экономики, и все вместе это может привести к изменению в списках приоритетов на ближайшие месяцы, из которого ближневосточный конфликт может быть вычеркнут. С приближением выборов в США все сосредоточится на следующей операции: спасти президента Буша.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях