The Times | 25 июня 2004 г.
Борец с расизмом расплачивается жизнью
Джереми Пейдж
Николай Гиренко знал об опасности фашизма все. Ребенком он пережил блокаду Ленинграда, во время которой жители города, чтобы выжить, ели свою кожаную обувь, а потом и друг друга.
И когда он после распада СССР увидел российских скинхедов со свастикой, кабинетный ученый-этнограф посвятил свою жизнь борьбе с неонацизмом через суды, СМИ и правозащитные организации.
Вчера Гиренко похоронили в Санкт-Петербурге. За свой крестовый поход он заплатил жизнью: его застрелили у двери собственной квартиры.
Милиция пока никого не арестовала, но его друзья не сомневаются в том, что убийство связано с его работой по изучению движения скинхедов и выступлениями в судах в качестве эксперта по расизму. Во время похорон 64-летнего Гиренко друзья и коллеги, отдавая дань его мужеству, обвиняли правительство в том, что оно игнорирует, а иногда и поощряет расцвет неонацизма.
"Я уверен, что это убийство является актом возмездия со стороны фашистов. Я не вижу никаких других объяснений", - заявил The Times Юрий Чистов, директор Музея этнографии и антропологии, где работал Гиренко.
За прошедший год в России имел место ряд расистских выступлений, включая февральское убийство в Петербурге девятилетней таджикской девочки и избиения дипломатов, представляющих страны Африки и Ближнего Востока. Сегодня в стране насчитывается около 50 тыс. скинхедов, в Москве и Петербурге, по данным Московского бюро по правам человека, их примерно по 1,5 тыс. Бюро утверждает, что в последние годы в результате действий экстремистов ежегодно гибнет 20-30 человек, а количество вылазок увеличивается на 30% в год.
Аналитики винят в росте крайне правого экстремизма высокую безработицу и массовую миграцию с Кавказа и из Центральной Азии после распада СССР. Однако они считают, что ситуацию обостряют политики, многие из которых тесно связаны с Кремлем, открыто разыгрывающие националистическую карту, призывающие к изгнанию мигрантов под лозунгом "Россия для русских".
Гиренко, специалист по Африке, в годы холодной войны работавший военным переводчиком, начал свою антирасистскую деятельность в середине 1980-х, когда в России появились первые националистические группировки.
"Он был настоящим кабинетным ученым, который в какой-то момент осознал необходимость участия в решении конкретных жизненных проблем, - сказал Чистов. - Мы все говорили о социальной проблеме расизма, нас всех она волновала, но он был наиболее активен".
Гиренко помогал петербургской прокуратуре в нескольких громких делах, включая дело об убийстве в 2002 году азербайджанца, торговавшего арбузами, и расследование деятельности местной группировки скинхедов "Шульц-88".
В последние два года он подготовил около двух десятков исследований, касающихся нацизма и группировок скинхедов, для правительств Москвы и Петербурга, постоянно получая телефонные угрозы и подвергшись как минимум одному физическому нападению.
Одним из его главных достижений является методика классификации атак по расовым мотивам.
Однако милиция по-прежнему неохотно квалифицирует такие нападения иначе, чем "хулиганство": хулиганство легче расследовать и наказание за него мягче, чем за нападение по расовым мотивам.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях