The Wall Street Journal | 25 сентября 2006 г.
Международные инвесторы видят больше возможностей, чем риска в послевоенном Израиле
Майкл Коркери
Сегодня Израиль терзают расследования и выкручивание рук по поводу того, кто виноват в очевидных ошибках недавней войны с "Хизбаллах". Он расстроен кипящим на медленном огне конфликтом с палестинцами и скрывает страхи по поводу ядерного Ирана.
Но есть один символ послевоенной гордости, появившийся не на полях сражений, а в советах директоров. Решение Уоррена Баффета купить 80% компании Iscar Metalworking Cos. - производителя металлорежущих станков и резцов с узким кругом владельцев - воспринимают здесь как доказательство того, что Израиль остается хорошим местом для бизнеса. Впервые принадлежащая Баффету Berkshire Hathaway Inc. купила компанию, которая зарегистрирована и ведет основные операции не в США.
Сотни руководителей бизнеса и политиков собрались на прошлой неделе в отеле "Царь Давид" (King David Hotel) в Иерусалиме, чтобы отпраздновать приобретение на сумму 4 млрд долларов, о котором было объявлено в мае. "Некоторые американцы пришли на Ближний Восток в поисках нефти. Мы пришли на Ближний Восток в поисках мозгов и остановились в Израиле", - заявил Баффет под аплодисменты. Он заявил, что присматривается к другим объектам инвестиций в Израиле, отметая опасения по поводу безопасности страны.
Но Израилю все чаще приходится уравновешивать борьбу с исламскими боевиками с попытками сохранить свою экономику мирового класса.
Баффет - не единственный играющий на повышение инвестор в этой стране. В разгар войны, 25 июля, Hewlett-Packard объявила, что покупает Mercury Interactive Corp., технологическую компанию с большим объемом операций в Израиле, за 4,5 млрд долларов. Через несколько дней SanDisk Corp. из Милпитаса, Калифорния, заявила, что покупает Msystems Ltd., израильского поставщика технологии для хранения данных.
В целом израильская экономика доказала свою жизнеспособность во время войны, учитывая, что несколько недель на страну дождем сыпались ракеты.
Валовой внутренний продукт Израиля, общий показатель экономической производительности, как ожидается, вырастет в этом году примерно на 4,6%, что примерно на 0,8% ниже предвоенного прогноза, по данным Банка Израиля. Потери связаны главным образом с замедлением в израильской индустрии туризма и некоторым спадом производства на севере страны, куда в основном падали ракеты "Хизбаллах". Последствия войны были иными, чем в прошлых конфликтах, например, в период после войны 1973 года с Сирией и Египтом, который многие израильтяне называют "потерянным десятилетием" с заоблачной инфляцией и огромным государственным дефицитом. Недавнее палестинское восстание, начавшееся в 2000 году, в сочетании с банкротством израильского технологического сектора и мировым экономическим спадом повергло Израиль в болезненный кризис.
"Когда смотришь на эти исторические эпизоды и сравниваешь их в последней войной, понимаешь, что хотя бы на экономическом фронте дела у нас идут хорошо", - говорит Рафи Мельник, ректор Школы управления, дипломатии и стратегии им. Лаудера в Герцлии.
Конечно, экономическую ситуацию в Израиле во время последней войны могло удержать на плаву общее здоровье глобальной экономики. Сегодня судьба Израиля гораздо теснее связана с судьбами мировой экономики, поскольку он превратился в ведущего экспортера высокотехнологичных продуктов и услуг, а также инкубатор предпринимателей.
Многие считают, что основы сегодняшней экономики заложил Биньямин Нетаньяху, который в 2003 году стал министром финансов, сократил государственные расходы и уменьшил дефицит. Американские гарантии израильского долга тоже вселили иностранным инвесторам большее доверие в последние годы. Экономика никоим образом не идеальна. Ожидается, что нынешнее правительство завершит 2006 год с дефицитом бюджета примерно в 2% ВВП. Безработица превышает 8%.
Руководители бизнеса отмечают, что израильская экономика, где доминируют высокие технологии, отличается достаточной гибкостью для того, чтобы во время конфликтов и работу, и совещания можно было вывести за пределы страны.
Но эксперты по безопасности говорят, что ситуация только ухудшается, а угрозы против Израиля нарастают. Угрозой, которая способствует медленному кипению, является рост беззакония и насилия на палестинских территориях Западного берега и сектора Газа, где ракетные обстрелы боевиками близлежащих израильских городов происходят регулярно, сменяясь акциями возмездия израильской армии.
Годами многие говорят, что ни израильтяне, ни палестинцы не могут по-настоящему процветать без мира. Но под руководством бывшего премьер-министра Ариэля Шарона Израиль отверг эту концепцию и начал процесс "отделения" от палестинских территорий.
Экономический успех Израиля, не только во время во время войны с "Хизбаллах", но и на фоне тлеющей напряженности на территориях, может вновь дать толчок нынешнему израильскому курсу на экономическое и социальное отделение от палестинцев.
Надин Бодо Трайтенберг, экономист и глава отдела по отношениям с инвесторами израильского банка Hapoalim, говорит, что стычки с палестинцами в настоящее время ограничены территориями и не так вредят израильской экономике, как вредили частые взрывы смертников в Иерусалиме и других городах.
Как показывает история, конфликт Израиля с палестинцами может быстро обостриться. Но инвесторы вроде Баффета видят больше возможностей, чем риска. И это мощный символ.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях