Corriere della Sera | 25 апреля 2000 г.
Иерусалим в степи
Энрико Бенедетто
Биробиджан - еврейское сердце советской Азии.
Статья - о книге, посвященной истории Еврейской автономной области, созданной Сталиным.
Железнодорожная станция Биробиджан похожа на сотни станций, построенных на всем протяжении Транссибирской магистрали. Но западный путешественник, а возможно и российский, очень удивится, увидев, что название станции, составленное из аршинных букв, написано на идише. Мы находимся в степном Израиле, бывшем советском Сионе, территория которого равна территории Бельгии. Здесь Сталин хотел сконцентрировать советских евреев, а также представителей других национальностей: в то время имел место небольшой по численности, но достаточно показательный приток иммигрантов из Америки. Сталин хотел убедить мир в том, что Советский Союз выступает против антисемитизма и создает особую республику для евреев, конечно атеистов, но имеющих многовековую историю и культуру.
Он их не депортировал. И это можно считать большой привилегией, учитывая методы сталинской национальной политики. Но, с другой стороны, следует согласиться и с тем, что сталинские действия можно расценить, как попытку искусственно воссоздать ужасное подобие некоей утопии. Режим силой оружия евреизировал (редкий случай ассимиляции наоборот) степную территорию, имевшую большое стратегическое значение, принимая во внимание опасное японское присутствие в соседней Манчжурии. Вместе с тем, семитский Биробиджан пережил парадоксальный период развития. Наряду с пропагандистскими поездками Кагановича, который в 1936 году произносил на идише речи в ходе конференций местных организаций КПСС, были и менее яркие мероприятия. Кремль финансировал новую волну эмиграции. Его цель состояла в том, чтобы противопоставить проамериканскому Израилю другую Палестину. Палестину не колониалистов, а первопроходцев, возродившихся благодаря созидательному труду.
Это похоже на сюрреализм, но это правда. Не называл ли Калинин в 1948 году Биробиджан "Национальным еврейским государством"? И чтобы продемонстрировать свою благосклонность, советские власти дают разрешение на открытие первых синагог. Однако в 1956 году грянул кризис - в столице сгорел еврейский храм, на печатные издания на идише был наложен арест. В 1958 году Хрущев признал свое относительное поражение - область сохранила, по крайней мере, на бумаге, двуязычный статус (русский и идиш). Горбачевская перестройка позволила, наконец, проявиться энергии еврейского населения. Но, еще один из череды многих парадоксов: драгоценная обретенная свобода не принесла плодов изобилия: искусственно созданный Биробиджанский Сион предпочел переместиться в Израиль. В результате массовой эмиграции в области остались одни старики или пожилые люди.
Теперь в синагоге разместился храм адвентистов, а гигантская менора украшает городской концертный зал, который чаще всего посещают русские, украинцы и корейцы. Согласно данным самых последних опросов, лишь около тысячи человек говорят на идише. Красная мечта - в которую верил даже Альберт Эйнштейн - о создании новой религиозной общности на основе пролетарского мессианства и иудаизма, выжившего в культурном, социологическом и языковом отношении, разлетелась на куски.
В академическом исследовании, проведенном в Калифорнийском университете, озаглавленном "Биробиджан 1928-1996", изложена странная история автономной области.
Перед Лениным стоял вопрос, как вовлечь в экономическую деятельность два с половиной миллиона евреев, не участвующих в сельскохозяйственном производстве крестьянской России. Сталин решил, что их нужно отделить от логики "негражданина страны проживания" и направить их силы на решение первоочередных задач, стоявших перед страной. Биробиджан с 600 коренными жителями, расположенный на советском Дальнем Востоке, оказался идеально подходящим местом. Евреи занимались возделыванием земли, освобождаясь от вековых запретов. После запрещения Торы объединяющим началом для евреев оставался лишь идиш. Предпочитая его ивриту, расчетливый Сталин хотел продемонстрировать свой антисионизм: идиш, как известно, можно назвать вульгарным языком, языком гетто.
Еврейская автономная область была создана в 1934 году. Кандидаты на переселение не торопились. В течение первых десяти лет лишь 40 тысяч переселенцев прибыли на Землю Обетованную, созданную в условиях реального социализма. Их ждал кошмар. В Биробиджане не было канализации. Вокруг - одни болота. Переезд бесплатный, но в конце пути переселенцы оказывались в палаточном городке. Чтобы распахивать целину, нужно обладать определенными навыками. Сюда приезжали люди, всегда занимавшиеся ремесленничеством и мелкой торговлей. С самого начала социалистический Эдем дал трещину. 50% переселенцев вернулись назад. Москва рекламировала свою инициативу на Западе и качала из-за океана денежки. Она выставляла напоказ еврейские театры и хвасталась существованием двух государственных языков, но скрывала главное. Несмотря на все усилия, в сибирском Израиле евреи оказались национальным меньшинством: русская иммиграция оказалась более масштабная, чем еврейская.
Но Кремль продолжает стоять на своем. Области сулят предоставить статус республики и создать моноэтничную администрацию. В 1939 году, на 190 тысяч населения приходилось лишь 17 695 евреев. Идиш, оторванный от иудаизма, начал увядать, а без национального языка внедрять идеи социализма в трудящиеся еврейские массы стало сложно.
Но никто, между тем, не собирается признавать поражения. Земля Обетованная для избранных стала игрушкой аппаратчиков, антиизраильской конфеткой на карте империи. Она существует, но по решению свыше. Сумеет ли Путин смириться с очевидным?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях