The Washington Post | 25 апреля 2000 г.
Россия получает карт-бланш
Редакция
Что, на самом деле, происходит в Чечне? Благодаря рассказам беженцев и некоторых смелых журналистов нам стало известно, что война России, целью которой является уничтожение террористов, привела к гибели тысяч мирных граждан, пыткам молодых чеченцев в ужасных фильтрационных лагерях, уничтожению столицы Чечни Грозного, и превратила в беженцев более четверти миллиона чеченцев. Эта далеко неполная информация воскрешает в памяти события, связанные со сталинской депортацией чеченского народа, имевшей место более полувека назад.
К сожалению, многие детали этого события затерялись в истории; если новый российский президент Владимир Путин будет следовать избранным курсом, то и нынешние события также будут позабыты. Его правительство называет сообщения о военных преступлениях "дезинформацией": более того, считает все происходящее внутренним делом России. Следует напомнить, что Соединенные Штаты и их европейские союзники выразили опасения и тревогу в связи с жестокими действиями российских военных в Чечне. Вместе с тем, они ясно дали понять, что более важными для них являются другие аспекты отношений с Россией: контроль над вооружениями, Балканы, экономические реформы.
Президент Клинтон, справедливо обидевшись на то, что Сербия совершает в Косово военные преступления, продемонстрировал гораздо меньшее негодование по поводу непропорционального применения Россией силы в Чечне. И не настаивая на судебном преследовании лиц, несущих ответственность за чеченскую катастрофу (требование о привлечении к суду может привести к дверям офиса г-на Путина), Соединенные Штаты и Европа решили даже не настаивать на проведении международного расследования Комиссией ООН по правам человека, заседание которой проходят в настоящее время в Женеве. Более того, Европейский союз подготовил проект резолюции, призывающей Россию создать собственную независимую национальную комиссию по расследованию и разрешить международным наблюдателям совершать поездки в разрушенную республику. И Россия не ответила на эти предложения отказом. В ходе проходившего на этой недели обсуждения проекта резолюции, ЕС предложил обсудить еще одно заявление, отвечающее интересам Москвы, которое, скорее всего, окажется еще более мягким.
Несмотря на решения, к которым придут в Женеве, российская нарождающаяся демократия будет нести еще меньшую ответственность за свои действия, чем Индонезия, такая же новая демократия, власти которой, при поддержке мирового сообщества приступили к относительно независимому расследованию недавних военных преступлений, совершенных индонезийскими военнослужащими в Восточном Тиморе. Возможно, это не должно вызывать удивления. Индонезия, как Сербия, является неядерным государством, обладающим в ООН не меньшим авторитетом, чем Россия. Посол Ненси Рубин, представитель США в комиссии по правам человека, была права, когда сказала: "Эта сессия не может завершиться принятием серьезного решения по Чечне". Если г-н Клинтон и другие лидеры не будут добиваться принятия такого решения, они предадут не только чеченцев, но и активных борцов за права человека в России, а также принципы, которые г-н Клинтон поклялся защищать, когда речь заходит о подвергающихся оскорблению менее сильных нациях".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях