Статьи по дате

The Times | 25 апреля 2001 г.

Трубопроводы "Газпрома" лишают Европу покоя

Карл Мортишед

Борьба за контроль над крупнейшей в мире газовой компанией "Газпром" началась. Ее главные действующие лица прячутся в окопах, ожидая, кто сделает первый выстрел. Исход битвы все еще не ясен, однако он вызывает беспокойство не только у россиян. Тот, кто одержит победу в этом споре за контроль над этой гигантской, скандально известной компанией, тот и получит ключи к энергетической безопасности значительной части Европы.

Это чисто российская драма, но по стилю она больше напоминает Ле Карре, чем Чехова, с некоторыми вкраплениями Марио Пьезо. Всей этой хаотичной империей по имени "Газпром" руководит пожилой Рэм Вяхирев. Через месяц его контракт истекает, и это может привести не только к корпоративному, но и политическому кризису.

Необходимо найти ответ на два вопроса. Во-первых, кто сменит Вяхирева? Во-вторых, разгонит ли президент России Владимир Путин нынешнее руководство компании, которое обвиняют в том, что оно управляет "Газпромом" как своим семейным бизнесом? Речь идет об огромной компании во всех смыслах: она производит четвертую часть добываемого в мире газа, и ее поставки составляют более одной пятой части всего европейского импорта. Она позволяет России выжить, поставляя газ без надежды на оплату в российские города и деревни. Реальные доходы этой компании приносит лишь экспорт газа на Запад, в том числе Германию, на долю которой приходится около 40% поставок "Газпрома".

Однако российская энергетическая компания приложила руку и к другим делам, включая захват российской телекомпании НТВ, который вызвал протест и телезрителей, и сотрудников телеканала.

Захват телеканала НТВ, резко критиковавшего президента, был расценен как стремление государства положить конец инакомыслию. Но такая точка зрения не учитывает реального соотношения сил в переживающей кризис российской империи. "Газпром" часто называют орудием внешней политики Кремля, однако некоторые считают, что Кремль обслуживает интересы "Газпрома".

Главным критиком компании является Борис Федоров, председатель инвестиционного банка United Financial Group, который отстаивает интересы акционеров, владеющих 8% акций компании. Опираясь на их поддержку, Федоров является единственным независимым человеком в правлении "Газпрома". Федоров интересуется, почему "Газпром" понес такие убытки, и почему каждый баррель его газа стоит на фондовом рынке около 5 центов, в то время как баррель Exxon Mobil - 13 долларов. В своих публичных заявлениях Федоров подчеркнул, что все это может быть вызвано лишь плохим менеджментом.

Продолжают высказываться предположения, что компания использовала денежные средства не по назначению и продавала активы со скидкой компаниям, контролируемым ее руководством. Нет необходимости говорить, что "Газпром" это отрицает.

В этой связи называют имена двух компаний. Первая - это "Стройтрансгаз", на счетах которой находится 1,2 млрд. долларов, 80% из которых выделил "Газпром". В состав акционеров компании входит бывший премьер и бывший председатель правления "Газпрома" Виктор Черномырдин. Другим крупным акционером является дочь Рэма Вяхирева, в то время как пост руководителя "Стройтрансгаза" занимает Арнгольт Беккер, тоже входящий в состав правления "Газпрома". Более того, по имеющимся сведениям, в 1995 году компания получила пакет из 4,8% акций "Газпрома", за который она заплатила 2,5 млн. долларов. По данным инвестиционного банка Федорова, на самом деле стоимость этого пакета в то время составляла 80 млн. долларов. По словам представителей "Стройтрансгаза", это предприятие является открытой компанией, которой нечего скрывать.

Другой компанией является ?Итера?. ?Итеру? обвиняют в том, что она является "семейной" фирмой "Газпрома". За три года компания, зарегистрированная во Флориде и возглавляемая бывшим олимпийским чемпионом по велоспорту Игорем Макаровым, превратилась из малоизвестной газовой маркетинговой компании в крупную фирму стоимостью 3 млрд. долларов, которая обладает огромными газовыми резервами и занимает почти монопольное положение на грузинском и украинском рынке.

По словам критиков, владельцами этой таинственной компании являются руководители "Газпрома"; они предполагают, что она приобрела крупные газовые месторождения в рамках полюбовных сделок с "Газпромом".

"Итера" все это резко отрицает - компания готовится к публичному выпуску своих акций. Недавно Макаров сообщил некоторые данные о владельцах компании, стремясь опровергнуть ее связи с "Газпромом". Тем не менее, три четверти акций компании находится во взаимном инвестиционном фонде, чтобы компании удовлетворяла российским требованиям относительно доли иностранного капитала, подобная структура не позволяет внешним наблюдателям получить точную информацию.

На заседании совета директоров, которое состоится 31 мая, будет решаться судьба "Газпрома". Если президент захочет, он может объединить своих пятерых членов правления с Федоровым и снять нынешнее руководство компании, дав понять, что он больше не намерен терпеть нынешний весьма своеобразный подход к корпоративному управлению. Однако он может также одобрить назначение на пост руководителя "Газпрома" заместителя Вяхирева или даже продлить контракт нынешнего председателя.

Должно ли нас это беспокоить, если газ продолжает к нам поступать? Вопрос в том, будет ли он поступать и дальше. "Газпрому" срочно нужны деньги для разработки огромных газовых месторождений на Ямале. Они могли бы обеспечить европейские электростанции топливом на несколько десятилетий вперед, однако в 1999 "Газпром" объявил, что его убытки составили 2 млрд. долларов.

Это никуда не годится, и в отчаянном стремлении выправить ситуацию Европейская комиссия пытается заключить стратегический альянс с Россией в энергетической области. Европейская комиссия пытается использовать эту возможность, чтобы обеспечить западным нефтяным компаниям защищенный доступ к вожделенным российским энергоресурсам.

Звучит привлекательно, но при этом настораживающе. Тем временем один из крупнейших немецких дистрибьюторов газа "Рургаз" сообщил, что намерен увеличить число своих акций "Газпрома" почти до 10%. На покупку акций "Газпрома" "Рургаз" израсходовал 870 млн. долларов, и за это его директору Беркхарду Бергману было предоставлено место в наблюдательном совете "Газпрома".

Европейцы очень медленно освобождаются от своего страха перед Востоком; ситуация осложняется зависимостью от поставок энергоносителей. Интересно, что бы сделали американцы, если бы пятую часть своих энергоносителей они получали от мексиканской компании с таким же послужным списком, как у "Газпрома"? Может быть, обошлось бы без использования армии, но они точно не стали бы отводить взгляд в сторону.

Источник: The Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru