Статьи по дате

The Wall Street Journal | 25 апреля 2003 г.

Героиновые корабли указывают на источник северокорейских доходов

Джей Соломон, Джейсон Дин

В июле прошлого года в нейтральные воды недалеко от побережья Северной Кореи вошло тайваньское рыболовное судно под черным флагом, на котором был изображен бык. Вскоре появился небольшой северокорейский военный корабль. Экипажи обоих кораблей показали друг другу половинки тайваньской красной стодолларовой банкноты с портретом Сунь Ятсена. Затем северокорейцы перегрузили на рыболовное судно 198 брикетов героина, упакованных в полиэтилен.

Как сообщают американская и азиатская разведки, этот эпизод лишь часть кампании по продаже контрабанды по всему миру, запущенной северокорейским правительством для финансирования своего режима.

Еще в 1970-е годы в Европе, на Ближнем Востоке, в России и Африке задерживали северокорейских дипломатов, которые торговали кокаином, героином, контрабандной водкой, животными исчезающих видов и даже фальшивыми американскими долларами.

По сообщениям перебежчиков, диктатор Ким Чен Ир, как и его покойный отец Ким Ир Сен, держит торговлю наркотиками под личным контролем. В конце 1980-х северокорейские лидеры приказали колхозам, а также особым молодежным бригадам выращивать опиум, чтобы заработать твердую валюту. Деревни получали плановые задания, а в распространении помогали военные. В сеть включены и преступные группировки региона.

Рафаэль Перл, исследователь службы конгресса, занимающийся изучением торговли наркотиками уже десять лет, утверждает, что "сегодня Северная Корея, по сути, является преступным синдикатом, которым управляет государство".

По оценкам экспертов, ежегодная выручка Северной Кореи от незаконной торговли наркотиками составляет от 500 млн до 1 млрд долл. Еще один источник доходов - тайная продажа ракет - по оценкам американских военных в Южной Корее, принес в 2001 году до 560 млн долл.

В среду на переговорах по северокорейской ядерной программе в Пекине высказывались опасения, что Северная Корея, если захочет, сможет включить в список контрабандных товаров ядерное топливо.

Последний инцидент с кораблем, перевозившим наркотики, произошел в воскресенье недалеко от Сиднея. Австралийские военные моряки догнали и захватили северокорейское грузовое судно "Пон Су". Во вторник Австралия объявила, что 30 членов экипажа пытались провезти около 110 фунтов (50 кг) очищенного героина.

Северная Корея считается крупнейшим производителем опиума после Афганистана и Мьянмы. Помимо опиума она производит амфетамины. Более трети амфетаминов, захваченных в Японии в 1999-2001 годах, попали туда из Северной Кореи.

Правительство Северной Кореи отрицает свою причастность к торговле наркотиками. Но американцы утверждают, что в стране все находится под полным правительственным контролем, и трудно себе представить, что преступные группировки могут действовать сами по себе. Интервью перебежчиков и сообщения организаций по борьбе с наркотиками четырех стран северной Азии дают основания считать, что к контрабанде причастны основные северокорейские лидеры.

Ким Док Хон в начале 1990-х занимал высокий пост в Рабочей партии Северной Кореи, был членом ЦК и помощником секретаря Ким Ир Сена. Среди документов ЦК, которые он читал, были приказы о производстве опиума, говорит 64-летний перебежчик, который сейчас живет в хорошо охраняемом доме в Сеуле.

Осенью 1993 года Ким Ир Сен посетил один из колхозов в провинции Намджак Ри и приказал "производить больше опиума, который надо обменивать на продовольствие", вспоминает Ким Док Хон, который утверждает, что читал официальные бюллетени компартии. Перебежчик 1997 года добавляет, что в выступлениях перед членами партии, изложение которых публиковалось в бюллетенях, "Великий лидер" говорил о том, что опиум играет важную роль в зарабатывании твердой валюты.

Перебежчик утверждает, что в документах ЦК упоминаются поездки нынешнего правителя Северной Кореи Ким Чен Ира в провинцию, где проводились совещания, на которых обсуждалось, в каких районах лучше растить опиумный мак.

Бежавший в 2000 году Парк Сунь Хак, который возглавлял молодежную ассоциацию имени Ким Ир Сена, утверждает, что в середине 1990-х перед организацией была поставлена задача надзирать за выращиванием опиумного мака. В поездках по колхозам, говорит Парк, он помогал увеличивать производительность труда. Тех, кто не выполнял план, наказывали. Продукция поступала на государственные фабрики, где мак перерабатывали в героин.

Ким Док Хон рассказывает, что до своего побега он лично сопровождал наркобаронов из Юго-Восточной Азии в поездках по северокорейской столице. Он вспоминает, что однажды Северная Корея отправила в Японию "неудачную" партию героина. "Были опасения, что некоторые потребители умерли из-за употребления некачественного наркотика", - вспоминает он.

Ким рассказывает, что в 1996 году лаосский бизнесмен и три торговца наркотиками из Бирмы сидели в одном из кабинетов северокорейской компании, занимающейся торговлей оружием, и объясняли ему и сотрудникам компании, что было не так с этой партией наркотиков. Лаосец заявил, что было использовано слишком много химикатов, а бирманцы учили военных, как лучше очищать героин.

В середине 1990-х резко увеличилось количество северокорейских дипломатов, арестованных за границей за контрабанду наркотиков.

Но у контрабандного бизнеса в Северной Корее глубокие корни. В 1976 году фактически весь северокорейский дипломатический корпус выслали из Скандинавии, где была создана целая сеть, нелегально торговавшая спиртным и сигаретами в Норвегии, Дании и Финляндии.

В 1996 году северокорейский посланник, арестованный в России с примерно 50 фунтами героина, совершил самоубийство в тюрьме. Другие арестованные дипломаты подписали заявления, в которых утверждали, что действовали в одиночку. Если раньше наркотики путешествовали в дипломатической почте, то сегодня Северная Корея пользуется для их распространения услугами азиатских преступных групп.

Северной Корее помогает добиться своих целей на этом поприще сотрудничество с японской мафией ? якудзой, утверждают правоохранительные структуры США и Японии.

Северокорейские корабли проникают в японские территориальные воды и встречаются с организованными преступными группировками якудзы. Один из таких кораблей появился к юго-западу от Японских островов 22 декабря 2001. Когда японская береговая охрана приказала остановиться, северокорейский экипаж открыл огонь. Пограничники потопили корабль, который, как было установлено позже, продавал амфетамины японским гангстерам.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru