Handelsblatt | 25 апреля 2006 г.
И вновь страх
Томас Виде
Необходимость развивать долгосрочную стратегию энергетического обеспечения поставила политиков перед лицом нового или хорошо забытого старого врага: России. Если раньше в качестве ужасного призрака выступала Красная армия, то сегодня это "Газпром" - подконтрольный Кремлю газовый концерн, владеющий самыми крупными в мире запасами газа, а также "Транснефть" - российский монополист в транспортировке нефти.
Создается впечатление, что Россия делает теперь ставки не на межконтинентальные ракеты и танки, а на возможность в нужный момент перекрыть Европе газовый кран и начать продавать свои ценные ресурсы в Азию. От заявлений, подобных сделанному президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком - о том, что планируется диверсификация нефтяных поставок с европейских рынков на китайский, если инфраструктура будет способствовать этому, - у некоторых европейцев стынет в жилах кровь. А после того, как в начале этого года "Газпром" вынудил Украину мерзнуть во время холодной зимы, российский газовый монополист стал жупелом для Запада.
Встреча председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера с послами стран ЕС подлила масла в огонь. Высказывания Миллера вселили страх в души дипломатов, ждавших встречи с главой "Газпрома" на протяжении нескольких месяцев. Замечания о том, что чинимые "Газпрому" препятствия в Европе являются для "Газпрома" контрпродуктивными, а также указание на открытые рынки Северной Америки и Азии были расценены как прямая угроза.
Конечно, нужно идти на компромисс, так как Россия и Европа заинтересованы друг в друге. Пришло время для того, чтобы обе стороны начали говорить на одном языке и нашли приемлемое решение вопроса об энергетическом обеспечении. Но: если "Газпром" в долгосрочной перспективе хочет оставаться успешным энергетическим концерном, менеджмент компании должен осваивать новые рынки в странах Азии. Мы находимся сегодня в условиях жесткой конкуренции за энергетические ресурсы. Жалобы тут не помогут.
При этом ясно одно: "Газпром" не только компания в классическом понимании, но и инструмент российской политической власти. Когда руководство концерна утверждает, что тема поставок газа лежит сугубо в экономической плоскости, это звучит цинично. Ни одной другой компании, даже будь у нее лучше управление и выше дисциплина обращения со своим капиталом, не разрешено добывать в России газ и продавать его по более низким ценам.
С другой стороны, руководители российских энергетических компаний должны воспринимать как насмешку, когда такие страны, как Великобритания, превозносящая рыночную экономику, ставят вопрос из изменении законов, лишь бы сделать невозможным приобретение русскими местных компаний. В случае с Украиной Европа тоже слишком поспешно принялась осуждать "Газпром", выставив его виновным во всех смертных грехах. Истоки конфликта, а также попытки России его разрешить остались без должного внимания.
"Газпром" не является легким партнером. Однако стоит расширить связи с газовым гигантом, вместо того чтобы держаться от него на расстоянии. Чем больше будет взаимная зависимость, тем меньше риск, что одна из сторон пойдет независимой дорогой.
В этом свете стратегия руководства "Газпрома" выглядит логичной. Концерну неплохо живется как обладателю ресурсов, однако на пути к покупателю встает такое понятие, как рентабельность. Кроме того, "Газпром" должен разрабатывать ноу-хау, улучшать свой менеджмент и становиться современной компанией.
Способен ли на это концерн, покажет время.
В настоящее время лишь некоторые его руководители имеют опыт в международном бизнесе. Однако "Газпром" уже может гордиться успехами по созданию совместных предприятий, например Wingas совместно с концерном BASF. Для того, чтобы дотянуть до уровня таких структур, как Exxon-Mobil или BP в вопросах эффективности и высоких технологий, "Газпрому" нужно пройти долгий путь. Но именно к этим высотам концерн и стремится.
В отличие от других государственных энергетических концернов, таких как Aramco в Саудовской Аравии, самого крупного нефтедобытчика в мире, вкладчики могут приобрести акции "Газпрома". Их интересы также будут учитываться руководством концерна.
А не держит ли "Газпром", а вместе с ним и Россия в своих руках все рычаги управления энергетическим обеспечением, обладая такими объемами ресурсов? Нет. Резервы сырья - это благословение для страны и ее промышленности. Но для того, чтобы получать от них прибыль и в дальнейшей перспективе (а как раз этого Кремль и добивается), нужно правильно их разрабатывать и уметь продавать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях