Der Standard | 25 апреля 2007 г.
О пользе воспоминаний
Герхард Манготт
Критикам Путина посвящается
Внутреннее положение России тревожно. Политическая элита страны глубоко расколота и втянута в нарастающую борьбу за власть. Спор вокруг конституции ввергает страну в скоротечную гражданскую войну. В нее включается армия, и оппозиционный лагерь терпит поражение. Газеты, партии и неправительственные организации оказываются под запретом. Отменяются выборы в региональные парламенты; губернаторов назначает сам президент.
Президентским и парламентским выборам сопутствуют манипуляции; оппозиционные партии не имеют доступа к электронным СМИ, или они теряют свое доброе имя из-за негативного освещения их деятельности. Парламент становится маргинальным и отстраняется от принятия важных решений. Критически настроенных парламентариев, подобных Галине Старовойтовой, убивают. Над демократическими выборами ввиду возможного введения чрезвычайного положения постоянно висит угроза их полной отмены.
Спорные границы
Внешние границы вызывают много споров: националистический лагерь настаивает на присоединении зарубежных территорий, где проживают этнические русские. Российские власти поддерживают сепаратистские движения в Молдавии, Грузии и в Крыму. Нелегальные поставки оружия и неафишируемая военная поддержка живой силой должны привести мятежные регионы под российское управление. На северокавказский народ, чеченцев, стремящихся к независимости, обрушивается колоссальная военная мощь. Истязания, изнасилования, похищения и исчезновения людей - все это неотъемлемые признаки данной войны, направленной на истребление целого народа. В нарушение всех законов в бой бросают новобранцев, неоперившихся и плохо вооруженных солдат.
Государственные институты разъедает коррупция. Чиновники сколачивают на взятках целые состояния. Повсеместно жертвами этого государственного произвола становятся простые люди. Система социальных льгот рухнула; свободный доступ к медицинскому обслуживанию закрывается прямо на глазах; малообеспеченные слои населения, прежде всего сельские жители, не получают необходимых лекарств. Рождаемость катастрофически падает, а смертность возрастает в три раза; каждый год население страны сокращается более чем на 750 тысяч человек. Бюджетники - врачи, учителя - месяцами сидят без зарплаты; выплата пенсий практически прекратилась. Рабочие металлургических предприятий вместо живых денег получают кастрюли и, чтобы не умереть с голоду, выстраиваются вдоль шоссейных дорог в надежде продать хотя бы несколько из них. Как результат - социальная деградация широких слоев населения.
Хронически дефицитный
Государственный бюджет испытывает хронический дефицит. На смену одному финансовому кризису приходит другой, каждый раз с новой силой провоцируя инфляцию и съедая сбережения граждан. Приватизация государственных предприятий осуществляется грязными методами. Новые собственники обирают предприятия и переводят деньги на счета в иностранных банках. СМИ, контролируемые "новыми русскими", бесцеремонно используются в интересах бизнеса. Критических журналистов, в числе которых Холодов и Листьев, убивают; не раскрывается ни одно из подобных преступлений.
Всенародно избранного президента ничего не волнует. Все происходящее ускользает от алкоголика, не вылезающего из депрессий. Бразды правления безраздельно оказываются в руках узкого круга, состоящего из офицеров секретных служб и олигархов, не подвластных никакому демократическому контролю. Стране угрожает коллапс всех государственных структур, социальная разруха, дефолт и закат экономики.
Российская действительность
Все это не Россия Путина. Такой была российская действительность в 1990-е годы при президенте Ельцине. Большей части россиян пришлось справляться со всеми этими невзгодами своими силами - осознавая при этом, что западные правительства и институты практически безоговорочно поддержали данный режим. Именно в те годы демократический Запад лишился доверия российских граждан.
Конечно, этот анализ утрирован, но не в большей степени, чем оценка сегодняшней России, которая формирует общественное мнение сейчас. Воспоминания о России 1990-х не должны затеряться в потоке нынешней антироссийской истерии - именно через их призму можно понять мрачное российское настоящее. И только тот, кто не закрывал глаза на происходящее тогда, сегодня может рассчитывать на доверие, критикуя полицейское государство Путина.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях