The Times | 25 апреля 2007 г.
Закончилась ли начатая Ельциным вечеринка?
Карл Мортисхед
Погруженные в тяжелые и мрачные предчувствия посетители Российского экономического форума этого года стали свидетелями взрыва из прошлого, когда по конференц-залу Елизаветы II в Вестминстере пронеслись вести о смерти Бориса Ельцина.
Ельцин, более чем кто-либо, ответственен за основание этого ежегодного мероприятия, посвященного российскому бизнесу и политике. Он не только обеспечил распад коммунистического государства, но и создал клан олигархов, не просто освободив поколение предпринимателей, но еще и поддержав аферистов и мошенников, которые захватили себе большие куски российской экономики, а потом начали предаваться разнузданным тратам в Лондоне.
Настроение было похоронным еще до того, как призрак Ельцина ворвался в конференц-зал: группа поддерживаемых Кремлем бизнесменов - включая глав "Роснефти" и "Транснефти", а также замглавы "Газпрома" - незадолго до конференции сообщили о своем отказе приехать. Офшорные мероприятия, судя по всему, больше не в чести, как и сама Великобритания, коль скоро она укрывает таких людей, как магнат Борис Березовский, которого российская прокуратура разыскивает в связи с обвинениями в мошенничестве и который две недели назад объявил абсурдную войну президенту России.
Присутствовавшие на форуме хотели знать, отменяется ли вечеринка или она просто сменит стиль и направление. За последние десять лет российский рынок приносил бешеные доходы, о чем громко заявил Билл Броудер, управляющий Hermitage Capital Management. В 1999 году, через год после финансового кризиса в России, акционерный рынок страны оценивался в 19 млрд долларов, в то же время стоимость ресурса Amazon составляла 16 млрд долларов, а состояние Билла Гейтса равнялось 72 млрд долларов.
Сегодня российский рынок стоит триллион долларов, а те, кто увидел скрытый потенциал "Газпрома", который в 1999 году оценивался в 2 цента на баррель нефти и газа, наслаждаются огромными прибылями.
Такой коэффициент отдачи едва ли в скором времени повторится, а некоторые, например, Ханс-Йорген Рудлофф, президент Barclays Capital, боятся, что этот пузырь с грохотом лопнет, а не просто бесшумно сдуется.
Броудер наблюдает любопытный всплеск открытого размещения акций в этом году. Инвестиционный банк "Ренессанс Капитал" ожидает в 2007 году 70 различных IPO в России. Раньше россияне держались за свои акции, теперь они хотят их продавать.
Сигнал со стороны российских инвесторов однозначен: хватай деньги и беги. Это совпадает по времени с различными сигналами, исходящими от Москвы, о том, что лондонская вечеринка больше не радует власти в Кремле. Те, кто ищет знаки в форме дыма от русских сигарет и в бесплатном виски на форуме, с большей пользой могли бы выйти вдохнуть свежего воздуха.
Свежий воздух можно не найти в Сибири, где иностранные инвесторы продолжают бороться за достижение понимания с принимающей стороной. Как можно преобразовать "плохие сделки", заключенные в ельцинскую эпоху, в хорошие сделки, избежав при этом потерь и унижений для каждой из сторон? ТНК-ВР только начинает этот процесс, если только не принять такую точку зрения, при которой считать, что ВР сделала свой первый злополучный выбор, когда инвестировала в 1997 году в компанию Sidanco и приобрела гигантское Ковыктинское газовое месторождение в Восточной Сибири, один из трех обсуждаемых сейчас активов, но не единственный.
Итоги борьбы Shell на Сахалине трудно назвать эталоном для раздела Ковыктинского месторождения по двум причинам. Shell заключила соглашение о разделе продукции (одно из самых щедрых в мире, говорят некоторые) и после этого инвестировала в проект много миллиардов долларов - этого новый партнер компании "Газпром" не может игнорировать. При адекватных уровне продажи газа и инфраструктуре можно спрогнозировать и оценить финансовую прибыль проекта. В случае ТНК-ВР мы имеем очень незначительные инвестиции в месторождение, отсутствие потребителя продукции и, с точки зрения "Газпрома", отсутствие ценности газа. Не имеет никакого значения, что Ковыктинское месторождение может со временем стать крайне прибыльным предприятием, экспортирующим газ в Китай. В настоящее время это не так, и ТНК-ВР попросят отдать Ковыктинское месторождение за номинальную плату.
Они могут пойти на это в надежде сохранить то, что у них уже есть в Западной Сибири, а это немало, в основном неразработанные месторождения.
Российское предприятие ВP пережило нелегкий первый квартал в результате снизившихся цен на нефть и колеблющихся налогов. Российская нефть менее прибыльна - она идет со скидкой в 4-5 долларов по отношению к нефти марки Brent, облагается налогами и требует высоких транспортных расходов. Однако в русской нефти хорошо то, что ее много.
ТНК-ВР - это будущее ВР, это предприятие обеспечило почти все новые баррели в прошлом году, что спасло компанию от резкого сокращения запасов. А многие представители нефтяной промышленности считают, что компания еще не начинала толком разрабатывать российские ресурсы. Она обладает 7,8 млрд баррелей разведанных запасов по правилам SEC и 9 млрд баррелей по стандартам промышленности. Некоторые думают, что реальные запасы в недрах земли могут быть вдвое больше. При 9 млрд баррелей ресурсы партнерского предприятия ВР равны ресурсам одной из крупнейших американских компаний ConocoPhillips.
Тут кроется проблема. Это слишком много, и ВР попросят вернуть часть обратно, когда ее нынешние партнеры-олигархи продадут свои доли "Газпрому" или "Роснефти". Будет ли жертва Ковыктинского месторождения достаточной, или ВР придется заключить сделку, отдав часть своих драгоценных активов в Анголе или Тринидаде, чтобы пригладить перья Кремля и сохранить мир?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях