Time | 25 апреля 2013 г.
Расследование бостонских взрывов заострило внимание на непростых отношениях России и США в сфере безопасности
Саймон Шустер
Здание местного управления ФСБ - пожалуй, самое безопасное место, которое ФБР могло найти для работы в Махачкале, замечает корреспондент Time Саймон Шустер. Американские следователи приехали, чтобы поговорить с родителями братьев Царнаевых, поясняет он.
"В свете недавних трений между США и Россией стоит особо отметить гостеприимство ФСБ. Видно, что взрывы в Бостоне сильно изменили тон взаимоотношений между спецслужбами", - говорится в статье.
Юрист Заурбек Садаханов, консультирующий семью Царнаевых, сказал, что на допросах родителей в Махачкале "были и ФБР, и ФСБ, они работали вместе".
По мнению Шустера, еще несколько месяцев назад трудно было вообразить, что ФБР и ФСБ могут открыто помогать друг другу. Российско-американские политические отношения испортили связи между спецслужбами, в январе Москва даже вышла из соглашения о сотрудничестве в сфере охраны порядка и безопасности.
Автор напоминает: ФБР сообщило, что в 2011 году получило от некого иностранного правительства предостережение о связях Тамерлана Царнаева с религиозными экстремистами. Ведомство провело проверку, ничего не обнаружило и запросило дополнительную информацию, но не получило ее. Источники журнала в силовых ведомствах Дагестана подтвердили: предостережение исходило от ФСБ.
Журналисты попытались выяснить, что сталось с запросом ФБР. Источник TIME в Махачкале "сказал, что занимает недостаточно высокое положение, чтобы знать детали этого межгосударственного обмена сообщениями". Этот человек ничего не слышал о том, что ФБР запросило дополнительную информацию: "Это должно было проходить через Москву, так что я не в курсе". Шустер делает вывод: "Тот факт, что подобная информация, видимо, не доходит до сотрудников на местах, - уже признак слишком забюрократизированного и медлительного процесса".
Московский эксперт Андрей Солдатов полагает: в тот период ФСБ, видимо, не открыла двусторонний канал общения с ФБР по делу Царнаева. "Похоже, это был запрос, а не приглашение. Они написали: "Эй, хочу получить у вас информацию", - заметил Солдатов.
"Несколько скандалов, а также постепенное ослабление доверия во многом разрушили связи, существовавшие между ФСБ и ФБР лет 10 назад", - говорится в статье. "Золотым веком" сотрудничества автор считает 2003 год, когда ФСБ и ФБР совместно "поймали на живца" предполагаемого торговца оружием - британского гражданина Хеманта Лахани. Российские агенты, выдавая себя за военных, продали Лахани зенитные ракеты, которые тот пытался перепродать агентам ФБР, выдававшим себя за сомалийских террористов. США назвали арест Лахани "невероятным триумфом" на войне с террором.
В 2004 году директор ФБР Роберт Мюллер и директор ФСБ Николай Патрушев в присутствии журналистов подписали меморандум о сотрудничестве своих ведомств.
Но после убийства Александра Литвиненко в 2006 году и отказа России выдать человека, которого британцы подозревают в этом преступлении, "обмен информацией практически закончился", говорит Солдатов.
После избрания Обамы США попытались восстановить отношения с Россией. В 2009 году были созданы рабочие группы Россия-США, в том числе по международной безопасности и борьбе с терроризмом.
"Но в ходе избирательной кампании Путин сделал антиамериканизм средоточием своей платформы. Возможно, это помогло привлечь голоса консерваторов, но сильно осложнило практические связи, особенно после того, как США стали жестче относиться к нарушениям прав человека в России", - пишет автор, напоминая о "Законе Магнитского" и возмущенной реакции Москвы.
Но в связи с расследованием бостонских терактов "американцы в данный момент теперь больше заинтересованы в сотрудничестве, чем российская сторона. Возможно, Америку попросят пойти на уступки ради возрождения связей" ФСБ и ФБР, говорит Солдатов.
Автор прогнозирует: "Возможно, это означает, что США смягчат критику России по вопросам демократии и прав человека или санкции из "Закона Магнитского". По мнению Шустера, сходным образом США вели себя с Каддафи и Мубараком после терактов 11 сентября, чтобы наладить сотрудничество на войне с террором. "Эти отношения ничем хорошим не кончились", - замечает автор. Но сейчас США нуждаются в помощи российской стороны и, возможно, будут вынуждены расплачиваться на дипломатическом фронте.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях