Die Welt | 25 августа 2003 г.
Сияние иконы Путина блекнет
Йенс Хартманн
Опросы свидетельствуют: рейтинг российского президента на самом низком уровне - упущенные возможности, "кэгэбизация" управленцев, скандал вокруг ЮКОСа
Плохая новость пришла с Урала. В Бутке, родной деревне бывшего президента Бориса Ельцина, на грани закрытия оказалась ковровая фабрика, на которой раньше работало полторы тысячи человек. В последние три года усердные женские руки специализировались на изготовлении всего одной вещи, которая хорошо расходилась: они ткали ковры с портретом Владимира Путина.
Икона российской политики, как утверждают в Бутке, больше не имеет почитателей. Как пишет газета Moscow Times, сейчас фабрике удается продавать всего по семь-восемь Путиных в месяц - примерно по 70 долларов за штуку. Зато спросом пользуются ковры с изображением Ленина, говорит одна из фабричных работниц. Возврата к истокам советского коммунизма жаждет также металлургический комбинат в уральской Кусе неподалеку от Челябинска. Бронзовые бюсты Путина по полторы тысячи долларов за штуку пылятся на заводском складе, рассказывает директор по маркетингу Валерий Шигалов. Он снова собирается отливать бюсты Сталина.
"В России иконы служили для того, чтобы представлять высшие авторитеты власти. Перед иконами давали клятвы, мирились. С иконами шли в бой", - пишет Джеймс Биллингтон в своем фундаментальном труде "Икона и топор". "Иконы, - продолжает Биллингтон, - в России можно было найти везде, где было человеческое жилье. Это повседневный символ веры, который для людей с Востока олицетворял смысл высоких целей".
Сейчас для себя высокие цели провозглашают те люди, которые идут в бой с иконой Путина, как, впрочем, и те, кто считает себя иконоборцами. И те и другие не слишком разборчивы в выборе своих средств. В противоборство оказалась втянута политическая и экономическая элитой страны.
Обе стороны провозглашают "справедливость" для самих себя. Речь идет о двух вопросах. Во-первых, кто в будущем будет править Россией? Во-вторых, состоится ли перераспределение собственности, появятся ли у сырьевых концернов, приватизированных в девяностые годы и стоящих миллиарды долларов, новые хозяева?
Те, кто несут перед собой икону Путина, идут по опасному пути. "Справедливость", которой они требуют все громче, предусматривает ревизию многочисленных приватизационных сделок девяностых годов, периода разбойного капитализма в России, совершенных при сомнительных обстоятельствах. Образ главного врага - крупнейший нефтяной концерн России ЮКОС и Михаил Ходорковский, который с восемью миллиардами долларов личного состояния является самым богатым человеком России. После оспариваемого слияния ЮКОСа и его бывшего конкурента "Сибнефти" концерн по объемам добычи нефти занимает четвертое место в мире. Целесообразно ли его уничтожение с экономической точки зрения, весьма сомнительно. Россия находится в такой зависимости от нефти, что государственное вмешательство в данный сектор приведет к перебоям в работе единственного экономического мотора страны.
Несмотря на это, Путин держит свою страну на низком уровне, опасается проводить реформы. При нем коррупция расцвела еще пышнее. Повышение пенсий на 31 рубль (один доллар), как было недавно, при прожиточном минимуме в размере 2137 рублей (70 долларов) смехотворно и только обостряет социальное напряжение. Если посмотреть на российские деревни, то кажется, что рассматриваешь фотографии, сделанные в XIX веке, такая там царит нищета. Ничего удивительного, что коммунисты, как свидетельствуют опросы, пользуются все большей популярностью. Контрастом этим картинам являются представители среднего класса из крупных городов, которые могут позволить себе квартиру, иномарку и раз в год - две недели отдыха в Турции.
Люди, несущие перед собой иконы Путина, не являются выразителями надежд. Если главе государства и удалась какая-нибудь реформа, так только та, благодаря которой все ключевые позиции в Кремле, в министерствах, в областных администрациях оказались занятыми выходцами из КГБ. В настоящее время каждый четвертый государственный служащий в прошлом (и в настоящем) имел отношение к спецслужбам. В населении "кэгэбизация" государства протеста не вызывает.
Российская дилемма заключается в том, что страна не может ждать спасения со стороны. Предпринимателей, или "олигархов", которые держат в своих руках 80% экономики страны, так же, как и их противников, мало волнуют вопросы социальной ответственности. Согласно данным опроса, проведенного институтом общественного мнения "Комкон", 40% россиян едва сводят концы с концами.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях