Die Presse | 25 августа 2004 г.
Страх перед новыми боями в Грузии
Эльке Виндиш
В Южной Осетии царит напряженное спокойствие. Вот уже несколько дней оружие молчит, однако бои в принадлежащей Грузии республике могут снова разразиться в любой момент. Представители Южной Осетии считают вывод грузинских войск, о котором стороны конфликта договорились на прошлой неделе, недостаточным.
Южная Осетия отреклась от Грузии в 1991 году. После этого начались вооруженные столкновения, окончившиеся перемирием летом 1992 года. Южная Осетия требует отделения от Грузии и воссоединения с Северной Осетией, которая входит в состав России.
В начале лета конфликт разгорелся вновь. Новый президент Грузии Михаил Саакашвили отправил войска в республику, чтобы защитить грузинский анклав и остановить контрабанду через границу с Россией.
Не признанное международным сообществом государство-карлик - на площади 3400 квадратных километров живет менее 100 тыс. жителей - мобилизовало свой "хаймвер" (фашистская милиция. - Прим. ред.). Дело дошло до боев, многочисленных убитых и раненых.
Теперь бои могут разгореться вновь. В кризисном регионе находятся по крайней мере 2000 грузинских солдат, пожаловался в Москве представитель Южной Осетии Дмитрий Медоев. Грузия, со своей стороны, говорит о всего лишь 500 солдатах. Это точно соответствует штатному составу батальона, который Грузии, так же как России и южноосетинским сепаратистам, разрешено размещать здесь в соответствии в соглашением от 1992 года.
Отведенный грузинский контингент (около 1500 человек), тем не менее, остается в районе границы. Если дело дойдет до репрессий в отношении жителей восьми грузинских деревень в Южной Осетии, то ответ будет "адекватным", пригрозил глава Генштаба Грузии Гиви Иукуридзе.
В этом случае может произойти не только новое кровопролитие между грузинами и осетинами, но и первое вооруженное столкновение между двумя бывшими республиками бывшего СССР. Напряженные российско-грузинские отношения, говорит один грузинский дипломат, достигли уровня, ниже которого не может быть никаких отношений, лишь война. Москва поддерживает южноосетинских сепаратистов.
Михаил Саакашвили сразу после избрания президентом объявил борьбу с коррупцией и восстановление единства государства своими приоритетами. Мятежная Южная Осетия с ее де-факто открытой границей с Россией, через которую незаконно торгуют оружием, паленой водкой и наркотиками, является первым реальным испытанием на прочность для сделавшего головокружительную карьеру политика, которого в ноябре привела к власти бескровная "революция роз".
Сторонники Саакашвили с нетерпением ждут реализации возложенных на него надежд, и он не может позволить себе поражений в ключевых пунктах программы. Хотя бы потому, что его экономические и социальные реформы дадут (если, конечно, дадут) ощутимые результаты лишь через несколько лет.
Президент России Владимир Путин находится в аналогично трудном положении. С одной стороны, он вполне готов уменьшить поддержку грузинских сепаратистов в Южной Осетии - уже для того, чтобы облегчить себе задачу в Чечне, где сепаратистов поддерживают их "этнические родственники" в принадлежащем Грузии Панкисском ущелье.
С другой стороны, в России он вынужден считаться с большой группой "патриотов", которые настаивают на защите Южной Осетии и более жестких действиях по отношению к Грузии.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях