Статьи по дате

Financial Times | 25 августа 2004 г.

Дацинские "ослики" кивают российской нефти

Джеймс Киндж

Атмосфера самого крупного нефтяного месторождения в Китае поистине уникальна. Две буровые установки, напоминающие своим видом "кивающих осликов", расположены рядом с фасадом гостиницы. Воздух наполнен резким запахом нефти, и все местные жители до сих пор постоянно говорят о "железном человеке" по имени Ван.

Ван Цзиньси был героем труда, который в 1961 году добыл первую нефть в Дацине, ставшем символом китайских амбиций и приближения Китая по экономической мощи к бывшим врагам - США и Советскому Союзу. "Когда раздаются радостные возгласы китайских рабочих-нефтяников, весь мир дрожит трижды", - говорил "железный человек".

Однако сейчас символика Дацина обретает противоположный смысл, поскольку его нефтяные запасы истощаются очень быстро. "Железный человек новой эры", геолог по имени Ван Цимин, озабочен монтажом новой гидравлической системы, которая позволит извлекать остаточные запасы нефти из глубинных пластов, а промышленность города все более зависит от непрерывного нефтяного импорта из России.

Объем добычи полезных ископаемых Китая не может идти в ногу с масштабами его индустриального развития, и Дацин, наряду с другими бывшими центрами добычи природных ресурсов, начал поиск своего нового места в экономике страны и новых источников для динамичного роста промышленности. Теперь он стремится занять ведущее место в системе "транзитной экономики".

Мэр Дацина Гэй Жуинь уверен в том, что его город, расположенный всего в нескольких километрах от границы с российской Сибирью, успешно примет вызов, брошенный новой эпохой. "У нас прекрасное будущее", - заявил он в недавнем интервью.

Но для этого сначала необходимо преодолеть целый ряд проблем. Нефтяное богатство наградило рабочих Дацина самыми высокими доходами на душу населения в северо-восточной провинции Хэйлунцзян, постоянно повышая оплату их труда. Но город расположен в сотнях километров от крупных административных и экономических центров северного Китая и его главных рынков, а здесь нет даже местного аэропорта.

Нефтяной гигант PetroChina и другие принадлежащие государству предприятия, которые доминируют в местной промышленности, не очень хотят вступать во внешнюю конкурентную борьбу. В то же время они больше не развивают местную экономику - большинство из 80 тыс. безработных Дацина были уволены из государственных компаний.

Гэй Жуинь составил план инвестиционных вложений отечественных и зарубежных корпораций в отрасли экономики города, не имеющие отношения к нефти, чтобы таким образом компенсировать снижение доходов от истощающихся нефтяных запасов. "В прошлом году объем добычи нефти в Дацине составил 48 млн тонн, и, как ожидается, к 2010 году он упадет до 30 млн тонн, а к 2020 - уже до 20 млн", - говорит Гэй.

"В 2003 валовой национальный продукт нашего города составил 125,5 млрд юаней (15 млрд долларов), 64% - нефтяная продукция. Однако эта пропорция существенно снизилась по сравнению с 78% в 2000 году. К 2007 году мы планируем сократить долю нефтяных доходов в нашем ВНП приблизительно до 50%", - продолжает он.

Приоритетной отраслью промышленности, определяющей развитие северных регионов страны, является производство нефтехимической продукции и пластмассы, но большая часть нефти, необходимая для обеспечения этого производства, по прогнозам экспертов, будет поступать не от "кивающих осликов" Дацина, а прибывать поездами из России. Уже около 2 млн тонн нефти в год поставляется в Китай по железной дороге из Сибири, и Гэй говорит, что в ближайшем будущем количество импортируемой нефти достигнет 8 млн тонн.

Китай все еще надеется, что Россия может принять решение проложить свой новый нефтепровод из восточного района Сибири до Дацина и таким образом будущее города будет обеспечено, поскольку он станет центром нефтехимической промышленности и производства пластмасс. Но Россия, скорее всего, будет строить более длинный нефтепровод, который протянется к дальневосточному порту Находка для дальнейшей доставки нефти в Японию.

Гэй все же не теряет надежды и подчеркивает, что пока еще не принято окончательного решения относительно строительства этого нефтепровода. При этом он ссылается на сделанное в этом месяце заявление российского министра экономики и торговли Германа Грефа о том, что окончательное решение будет принято после утверждения экологического и технико-экономического обоснования, работа над которым завершится осенью этого года.

Тем временем Дацин уже добился значительных успехов в привлечении инвестиций в производство нефтехимической продукции и пластмасс.

Одним из самых крупных инвесторов стала частная компания "Синьсиньлун пластикс", которой управляет 36-летний директор из Тайчжоу, портового города, расположенного недалеко от Шанхая. В 2003 году компания арендовала в Дацине 20 тыс. квадратных метров фабричной площади и уже инвестировала 30 млн юаней (3 млн 750 тыс. долларов) из запланированных 110 млн юаней (13 млн 750 тыс долларов) в создание "царства пластмассы", где будет производиться все - начиная от пластиковых стаканчиков и кончая велосипедами с мотором.

"Наше производство велосипедов будет составлять около 200 тыс. единиц в год", - говорит Ся Цинъе, генеральный менеджер "Синьсиньлун пластикс" в Дацине.

Ся также говорит, что его компанию привлекли в Дацин изобилие нефтехимического сырья, используемого в производстве пластмасс, и правительственные льготы, включающие низкие тарифы на аренду земли и низкие налоговые ставки.

Кроме того, нехватка электроэнергии в Тайчжоу стала причиной повышения затрат на производство, а в Дацине вырабатывается электроэнергии даже больше, чем требуется для производства.

"Мы хотим открыть для себя и российский рынок", - добавляет Ся.

Гэй также обратился в Пекин за разрешением на строительство аэропорта, хотя однажды он уже получил отказ. "Мы думаем, что правительство скоро одобрит наше предложение. Сначала аэропорт может быть очень небольшим, всего с одной взлетно-посадочной полосой и зданием для размещения персонала и пассажиров".

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru