Der Standard | 25 августа 2004 г.
Путин и Лукашенко: курс на смягчение
Эдуард Штайнер
Российский президент вытаскивает на свет подзабытую идею об объединении с Белоруссией
У Путина был хороший повод, чтобы отказать белорусскому президенту Александру Лукашенко в приглашении посетить летнюю сочинскую резиденцию российского президента. Поскольку незадолго до этого случился скандал между США и Лукашенко. Делегации сенаторов США был запрещен въезд в Белоруссию. В связи с этим американский сенатор Джона Маккейн впервые официально заявил, что США займутся свержением последнего европейского диктатора Лукашенко: "Мы будем бороться за то, чтобы освободить Белоруссию от тирана. Не военными средствами, а через международное давление".
Но именно у Путина, который Лукашенко вовсе не друг, тот нашел в этот понедельник убежище. Они сошлись на том, что сенаторов много, а Белоруссия одна. А оценка президента - это дело народа, который выскажет свое суждение в октябре во время демократических парламентских выборов, сказал Путин. Скорее - на выборах президента в 2006 году, поправил Лукашенко старшего товарища.
Лукашенко, пришедший к власти в 1994 году, правит страной железной рукой и душит в зародыше любое оппозиционное движение. Согласно конституции он должен сложить свои полномочия в 2006 году после окончания второго президентского срока, однако конституционный суд готов к изменению основного закона, и Лукашенко сам сообщил об очередном выдвижении своей кандидатуры.
Эксперты спорят, поддержит ли его Путин. Но не только Лукашенко нуждается в Путине, Путин, со своей стороны, зависит от настроения своего белорусского коллеги, поскольку через Белоруссию пролегает важный экспортный путь на Запад. Связанный с ним рост напряженности в российско-белорусских отношениях пришелся на начало года, когда Россия приостановила поставки газа в связи с нарушением Белоруссией двустороннего договора. Он предусматривает, что Россия будет поставлять газ по внутрироссийской льготной цене (около 28 долларов за тысячу кубометров), получив в обмен на это контрольный пакет акций белорусской компании "Белтрансгаз", занимающейся транспортировкой газа.
Однако Белоруссия заблокировала передачу акций, благодаря которым Россия впервые получила бы настоящий рычаг давления на Лукашенко. В качестве ответного шага Россия приняла решение повысить цену на газ до 46,8 доллара за тысячу кубометров.
Сейчас в Сочи оба президента продемонстрировали потепление отношений. Так, президент Путин реанимировал циркулирующую с 1993 года идею о государственном объединении и назвал в качестве нового срока перехода Белоруссии на российский рубль 1 января 2006 года. Прежний срок - 2005 год - Лукашенко сорвал. Кроме того, Путин снова пообещал дешевый газ, как только будет создано совместное предприятие с "Белтрансгазом".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях