The New York Times | 25 августа 2005 г.
Август стал месяцем авиакатастроф
Брайан Ноултон и Дон Филлипс
Пять катастроф гражданских авиалайнеров в последние недели сделали август месяцем с самым большим количеством жертв авиакатастроф за три года.
Хотя ничто, по-видимому, не связывает пять катастроф, которые произошли в Канаде, Греции, Венесуэле, Перу и недалеко от Сицилии, они демонстрируют разрыв между мерами безопасности в таких богатых странах, как США, и других государствах.
Инциденты, общее число жертв которых превысило 300 человек, не означают, что летать стало опаснее, утверждают эксперты.
В Северной Америке ситуация с катастрофами "никогда не была лучше", заявил Энтони Бродерик, консультант и бывший высокопоставленный чиновник Федерального авиационного управления.
В американской гражданской авиации наступил длительный период безопасности после катастрофы 12 ноября 2001 года, когда катастрофа рейса 587 American Airlines в Куинсе повлекла гибель 265 человек, пять из которых находились на земле.
Стоимость страховок для авиакомпаний США выросла вдвое после 11 сентября 2001 года и с тех пор ежегодно снижается на 10-15%, заявил Гевин Саутер, редактор чикагского журнала Business Insurance. По его словам, недавние катастрофы "на них не отразились".
Ожидается, что расследование инцидентов продлится еще несколько месяцев.
Тем не менее можно сказать, что некоторым авиакомпаниям не хватает оборудования, технического обслуживания или квалификации, что чревато катастрофами.
В ходе расследований катастроф в Венесуэле и у Сицилии основное внимание уделяется топливным системам. У обоих самолетов вышли из строя оба двигателя, что случается чрезвычайно редко, если топлива достаточно и оно не разбавлено и не испорчено.
Отсутствие оборудования, предупреждающего о перемене ветра, стало предметом расследования аварии в Канаде, и возможно, с этим же связана катастрофа в Перу.
Катастрофа не исключена, даже когда лайнер из промышленно развитого мира совершает посадку в богатой стране, как произошло 2 августа в Торонто. После аварии с Airbus A340 компании Air France 309 человек, находившихся на борту, чудом остались живы.
Пилоты посадили самолет во время грозы на значительном расстоянии от обычного места приземления по неизвестным причинам. Самолет съехал с полосы и загорелся.
Во время посадки на аэропорт внезапно обрушился порыв ветра.
В среду появились предположения, что с перуанским лайнером, потерпевшим катастрофу во время полета из Лимы в Пукальпу, произошло то же самое.
Самолет компании TANS Peru совершал вынужденную посадку, когда произошла катастрофа, унесшая жизни как минимум 31 человека, сообщило Associated Press. По меньшей мере 57 человек спаслись.
Бродерик отметил, что недавние катастрофы являются примером того, как ресурсы и политическая воля преобразуются в безопасность или ее отсутствие. "Люди, оборудование, процедуры стоят денег. Но к тому же нужно желание тратить эти ресурсы".
В Северной Америке, добавил он, даже авиакомпании, переживающие серьезные финансовые трудности, не сокращают расходы на безопасность, которой уделяют большое внимание и государственные структуры.
В настоящее время Канада пересматривает свои меры безопасности, в том числе принятое много лет назад решение не устанавливать оборудование, предупреждающее пилотов о перемене ветра. Такое оборудование имеется примерно в 110 аэропортах США.
Представители Греции в среду заявили, что увеличили количество внеплановых инспекций самолетов после загадочной катастрофы Boeing 737, принадлежавшего компании Helios Airways, которая произошла 14 августа к северу от Афин и привела к гибели 121 человека.
Когда-то компания Boeing опубликовала брошюру "Длинная тонкая цепочка". В ней говорилось, что даже одно изменение может предотвратить множество катастроф.
Так, в Торонто все могло быть иначе, если бы полоса была оборудована устройствами, помогающими самолету остановиться.
Подобные устройства применяются в 14 американских аэропортах, включая аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке. А если бы у диспетчеров в Торонто были датчики, предупреждающие о перемене ветра, пилоты Air France, возможно, решили бы не садиться.
Другие катастрофы вызывают другие вопросы.
После катастрофы, которую потерпел 6 августа у берегов Сицилии самолет ATR-72 тунисской компании Tuninter, в результате чего погибло 13 человек, следователи проследили путь топлива от подземных баков до заправщика.
Протечки, трещины в трубах и конденсация могли привести к тому, что уровень маслянистой воды в баках достиг двух футов. Неспособность ее удалить может повлечь за собой проблемы с двигателями. Оба двигателя ATR-72 остановились.
Пилоты чартерного самолета компании West Caribbean Airways, разбившегося в Венесуэле 16 августа, когда погибло 152 человека, тоже сообщили по радио об остановке обоих двигателей.
Число погибших в недавних катастрофах - самое большое за месяц с мая 2002 когда, когда 485 человек погибли в катастрофах самолетов BAC 1-11 в Нигерии, MD-82 в море недалеко от Китая и Boeing 747 в Тайваньском проливе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях