Los Angeles Times | 25 августа 2008 г.
Россия считает исход войны с Грузией доказательством своего господства
Меган Стэк
США и другим странам Запада может не нравиться то, что делает Россия, но чиновники в Москве уверены, что у этих стран нет рычагов воздействия, силы и единства для того, чтобы вмешаться, отмечают аналитики
В Москве, в этом историческом центре экспансии и империи, военную победу России над поддерживаемой США Грузией приветствовали как свидетельство того, что Москва восстановила свое глобальное господство - и доказательство того, что остальной мир не готов рисковать, вставая у нее на пути.
Пока в этом месяце российские солдаты маршировали в соседнюю Грузию, а российские истребители бомбили бегущие плохо вооруженные грузинские войска, американские и европейские чиновники осуждали Москву. Однако образ России, который снова и снова появлялся на телеэкранах, был образом страны, поднимающейся с колен.
США и странам Европы может не нравиться то, что делает Россия, однако сейчас чиновники в Москве полагают, что у этих стран нет рычагов влияния, силы и единства для вмешательства, указывают московские аналитики. Несколько из них повторили одну и ту же мысль: Запада как единой силы более нет.
США испытывают экономические затруднения и увязли в двух дорогостоящих войнах, и российские чиновники уверены, что США не могут и не стали бы кидаться на оборону Грузии с помощью военного вмешательства, отмечают аналитики. Европа тем временем зависит от российского экспорта нефти и газа и не хотела бы конфликта с Москвой, который может еще больше поднять цены на топливо, подчеркивают они.
"Запада больше нет. Он разлагается и слабеет, - заявил Сергей Караганов из Совета по внешней и оборонной политике России, московского аналитического института. - Мы чувствуем себя очень сильными и никому не доверяем. Особенно Соединенным Штатам".
Три или четыре года назад, сказал он, Россия занервничала бы, услышав угрозы исключения из "большой восьмерки" ведущих индустриализированных стран, как предлагает кандидат в президенты США Джон Маккейн. Теперь же, по словам Караганова, многие россияне смеются над этой идеей.
"Я имею в виду, что это за страны? Россия, очевидно, сильнее любой страны в "большой восьмерке", за исключением США, и к ней больше доверия, потому что она не убила в последнее время сотни тысяч человек, - отметил он. - Она побеждала в войнах, а другие страны их проигрывают".
Он задумался. "В моих заявлениях есть самонадеянность, - сказал он, - но так люди видят происходящее".
Многие в России считают нынешний конфликт не поражением менее крупной и бедной грузинской армии, а ударом по США, которые поддерживали грузинского президента Михаила Саакашвили и обучали его войска. После многих лет возмущения тем, что США укрепляли связи с бывшими советскими республиками и странами Восточной Европы, многие россияне считают грузинский конфликт важным поворотным моментом.
"Что касается российской элиты, это еще один важный шаг в восстановлении позиции России в мире, - отметил Андрей Пионтковский, приглашенный сотрудник Гудзонского института в Вашингтоне, в телефонном интервью. - Общество и правительство настолько горды не только потому, что они сокрушили Грузию, но и потому, что унизили и нанесли поражение их великому геополитическому сопернику, Соединенным Штатам Америки".
Пока бушевала война между Россией и Грузией, которая надеется однажды вступить в НАТО, США были ограничены лишь отправкой гуманитарной помощи и критикой Москвы. Остро требуемая помощь до сих пор поступает: в грузинский порт Батуми в воскресенье прибыл американский эсминец McFaul с детским питанием, бутилированной водой и другими поставками.
Сейчас Грузия оказалась на передовой более широкой, глубокой и медленной идеологической войны. После краха Советского Союза последним признаком холодной войны оставалась битва между Вашингтоном и Москвой за влияние в бывшем СССР.
"Москва в значительной степени озабочена вмешательством США в дела постсоветского пространства, - заявил Сергей Марков, российский аналитик, близкий к Кремлю. - Мы уже давно наблюдаем, как США под прикрытием помощи новым демократиям по сути устанавливали руководящий контроль над этими странами".
Страны, некогда прочно пребывавшие под каблуком Кремля, особенно Украина, Грузия, Латвия и Эстония, отошли от России и приложили силы для формирования новых альянсов с Западом.
В Грузии вспыхнули региональные трения, но назревают и другие сражения в духе новой холодной войны. Многие россияне внимательно следят за Украиной, потеря которой остается огромной угрозой для российской культуры - российская империя зарождалась на берегу Днепра. Москва издавна сопротивлялась мысли об Украине как о независимом государстве.
Некоторые аналитики полагают, что наблюдение за тем, как Россия поразила Грузию, заставило украинцев чувствовать себя еще более уязвимыми. Это может привести не к той реакции, какую хотела бы видеть Москва, заставив до сих пор не слишком горящих желанием граждан поддержать стремление Украины вступить в НАТО.
В то же время ширятся трения по поводу исторических российских претензий на украинский полуостров Крым, где проживает много этнических русских, а также базируется Черноморский флот России.
Если Украина вступит в НАТО, говорит Караганов, "это будет сочтено актом войны".
"Украина - колыбель России, - сказал он. - Она более русская, чем Россия".
Тем временем на прошлой неделе Польша разозлила Москву, согласившись разметить американскую базу ПРО, которая, как настаивает администрация Буша, нацелена на сбивание ракет, запущенных из таких стран, как Иран. Российские чиновники, которые рассматривают ракетный щит как средство сдерживания, нацеленное на сдерживание российской военной мощи, ответили заявлением о том, что Россия будет вынуждена отреагировать, и не по дипломатическим каналам.
Однако пока самая крупная битва разворачивается на Кавказе. Российские военные чиновники в эти выходные пообещали укрепить свои силы в Грузии в прямой пропорции американским военным расходам на восстановление грузинской армии.
Россия обвиняет Грузию в разжигании нынешнего конфликта путем проведения военной операции, нацеленной на утверждение контроля над мятежной республикой Южная Осетия.
"Мы лишь отразили яростную атаку на Россию со стороны США, - указал Марков. - Все знают, что никто другой как Вашингтон дал Тбилиси зеленый свет на убийство тысяч мирных жителей в Южной Осетии".
Согласно распространенной российской версии, Москва - защитница и миротворец, а не агрессор и захватчик.
Американские чиновники утверждают, что Россия вклинилась между Грузией и ее мятежными республиками Южная Осетия и Абхазия, по сути, аннексировав их, а затем на протяжении месяцев прилагала усилия, чтобы спровоцировать конфликт и формализовать это положение вещей. Затем Россия слишком агрессивно отреагировала на грузинскую операцию в Южной Осетии, говорят они, преувеличивая количество смертей и сбрасывая кассетные бомбы на грузинских мирных жителей и оккупировав территории собственно Грузии, которые она пока не освободила.
Это американская пропаганда, утверждают россияне. Вместе с новообретенным чувством могущества россияне тверды в убеждении, что моральный перевес на их стороне.
"Этот безумный, всегда готовый схватиться за оружие монстр убивал мирных жителей в Южной Осетии, - заявил Вячеслав Никонов, политический аналитик и глава Фонда "Русский мир", который содействует продвижению России и ее языка. - Что еще мог сделать Медведев?"
Столкнувшись с реакцией Запада на конфликт, российская элита переосмысливает свое стратегическое планирование по существующим военным линиям, говорит Никонов.
"Мы принимали как должное, что у нас есть некие рабочие отношения с Западом, но складывается впечатление, что это не так, - сказал он. - В этой стране грядут серьезные стратегические дебаты, переосмысление многих вещей: альянсов, военных расходов, роли ядерного компонента в вооруженных силах".
Однако другие российские аналитики более критичны в оценке действий Москвы. Подкрепляя надежды Абхазии и Южной Осетии на независимость, Медведев и премьер-министр Путин предприняли первые шаги к перекройке постсоветских границ, считает Пионтковский. Между сегодняшней возрождающейся Россией и развитием Германии в 1930-х из разбитой страны к потенциальной империи есть видимые параллели, заметил он.
"Под тем же девизом подняться с колен... Гитлер безнаказанно делал многое, и всякое проявление слабости со стороны Запада толкало его на следующее приключение, - отметил Пионтковский. - Теперь мы можем сказать, что Путин безнаказанно расчленяет страны".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях