Le Figaro | 25 декабря 2003 г.
Платок делает арабов противниками Ширака
Редакция
Большинство религиозных авторитетов Ближнего Востока выражают возмущение позицией Франции в отношении хиджаба
Выступление французского президента Жака Ширака в поддержку закона о запрете на ношение в школах "заметных" знаков религиозной принадлежности, в том числе мусульманского платка (хиджаба), вызвало волну возмущения в арабо-мусульманском мире. Хотя ректор каирского университета Аль-Азхар шейх Мухаммед Сайид Тантави, который считается высшим авторитетом суннитского ислама, заявил, что речь идет о "внутреннем деле Франции", его слова потонули в хоре возмущенных голосов лидеров исламистских движений и муфтиев.
"Ношение платка является религиозным долгом, а не просто знаком", - заявил муфтий Египта шейх Али Гомаа. Его сирийский коллега шейх Ахмед Кефтаро в письме президенту Франции попросил пересмотреть озвученную позицию, аргументируя тем, что "мусульманская нация видит в платке основу своей религии".
Египетское фундаменталистское движение "Братьев-мусульман" выступило с "резким осуждением" решения Франции, назвав его "вмешательством в сферу личной и религиозной свободы мусульман".
"Я надеюсь, что французское правительство, которое причисляет себя к авангарду борцов за свободу, равенство и братство, отменит это ошибочное решение", - заявил президент Исламской Республики Иран Мохаммед Хатами.
В Катаре шейх Юсуф аль-Карадави призвал мусульман направить французскому президенту письма с требованием "пересмотреть свое решение".
В Бахрейне исламские ассоциации объявили об организации сидячей забастовки перед французским посольством. Организаторы этой акции собираются передать сотрудникам посольства письмо на имя президента Франции с выражением протеста.
"Наш платок - это наша свобода!" - скандировали сотни школьниц и студенток, участвовавших в манифестации, которая прошла во вторник по призыву ряда исламских учреждений в Триполи - суннитской столице Северного Ливана. На транспарантах, которые держали в руках девушки с закрытыми лицами, можно было прочесть: "Светскость - это терроризм", "Долой терроризм светскости".
Обращаясь к толпе, шейх Аммар Шаабан, один из лидеров фундаменталистского суннитского Движения за исламское объединение, заявил, что "очень удивлен позицией президента Ширака", поскольку "Франция занимает позицию, благожелательную к нашей нации, в частности в Палестине, и настроена против войны в Ираке". Перед зданием находящегося в городе Французского культурного центра стояла машина, из которой через громкоговоритель транслировались мусульманские религиозные песнопения и речи с осуждением запрета на ношение хиджаба.
Еще в минувшую субботу несколько десятков человек провели демонстрацию протеста возле посольства Франции в Бейруте.
Во вторник в Сайде, главном городе Южного Ливана, десятки студенток собрались у здания шиитского Общества улемов Джебель-Амеля. "Запрет на ношение хиджаба - это заговор против ислама и мусульман", - было написано на плакате, который держала в руках одна из манифестанток в чадре. "В стране демократии попрана свобода", - гласил другой плакат.
Женщина, назвавшаяся Фатимой, использовала в качестве хиджаба французский флаг. "Я делаю это для того, чтобы сказать французам: мусульмане Франции принимают французское общество; они не хотят нарушать законы или дух Французской революции, они отстаивают всего лишь свое право на свободомыслие", - утверждает она.
На Ближнем Востоке, где непомерный политический вес религиозных общин часто является следствием слабости государственной власти, светскость рассматривается как прямая угроза их влиянию. Поэтому неудивительно, что наиболее яростную реакцию жест Ширака вызвал именно в Ливане - стране, отличающейся исключительной религиозной пестротой, где религиозные лидеры усматривают в концепции светскости в ее французской интерпретации прямую угрозу для себя.
В Ливане светскость отвергают не только мусульманские религиозные авторитеты, но и их христианские коллеги. Об этом свидетельствуют их выступления против введения в стране института гражданского брака - вопреки пожеланием широких слоев населения.
Комментируя речь французского президента, суннитский муфтий Ливана Рашид Каббани заявил, что он "решительно выступает против введения светскости в арабском мире, так как она представляет угрозу для личных и религиозных свобод в целом и для исламских норм в частности". По его мнению, запрет на ношение хиджаба во Франции "нарушает свободу женщины-мусульманки".
Свое мнение высказал и Набиль Каук, лидер шиитского движения "Хизбаллах" в Южном Ливане. По его словам, "то, что происходит сейчас в Европе, является посягательством на лозунги демократии и свободы". Шейх возложил на США ответственность за "искажение образа ислама" на Западе. Речь идет о "посягательстве на права мусульманина", - заявил ливанский шейх Мухаммед Хусейн Фадлалла, пользующийся уважением во многих шиитских странах, в том числе в Ираке.
Муфтий Рашид Каббани пошел в своих высказываниях еще дальше, упомянув о "ненависти к исламу".
Однако в этом хоре звучат и другие голоса, которые если и не одобряют решения Франции, то считают его по крайней мере легитимным.
"Женщина, отправляющаяся в Иран, обязана надевать платок независимо от своей религиозной принадлежности, так как этого требует закон. Я считаю совершенно нормальным соблюдение норм светскости во французской государственной школе, коль скоро французские законы разрешают существование религиозных школ", - говорит Гада Хубалла, молодая ливанка, носящая хиджаб.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях