Tagesspiegel | 25 декабря 2006 г.
Шум на коротких волнах
Эльке Виндиш
ВВС теряет свою частоту и покидает Россию. Месть Путина Англии?
Британский совет - английский аналог немецкого Института им. Гете - с начала нового года прекращает свою деятельность в России. Причина - новый закон, который ставит некоммерческие и другие неправительственные организации (НПО) под контроль государства. Больше того, в будущем для осуществления своей деятельности в России НПО будут необходимы лицензии.
Британский совет, по словам его пресс-секретаря, пытался получить соответствующее разрешение у российского министерства образования, однако его ходатайство было отклонено. Условия получения разрешения не то чтобы требуют крайне много сил и времени - они попросту невыполнимы. Для его получения организации пришлось бы изменить свою юридическую форму, что, согласно ее уставу, невозможно.
Новый закон об НПО был принят российским парламентом год назад и подписан Путиным 17 апреля. Несмотря на массовые протесты внутри страны и за рубежом. Свою озабоченность в связи с принятием этого закона выразили главы западных государств, в частности федеральный канцлер Ангела Меркель. Хозяин Кремля попытался снизить накал, сказав, что волнения необоснованны и искусственно раздуты западными средствами массовой информации. Предписанная законодательством перерегистрация НПО - это чистая формальность, в ней нет "ничего сложного".
Тем не менее, в сентябре, по истечении установленного срока, в России стало не более 500 иностранных НПО, как прежде, а всего около 100. Остальные - и среди них, что бросается в глаза, удивительно много организаций по содействию становлению гражданского общества - споткнулись о новые правила регистрации, в которых нет "ничего сложного". Даже такие тяжеловесы среди НПО, как Amnesty international или Human Rights Watch, которые могут позволить себе лучших и самых дорогих юристов, с трудом преодолевали бесчисленные формально-юридические ловушки, которые были призваны отвлечь внимание от того, что речь в законе идет, прежде всего, о политическом воздействии на неугодные организации.
Российские демократы расценили отказ Британскому совету в перерегистрации как месть за нежелание Великобритании выдать России мультимиллиардера Бориса Березовского, впавшего в немилость у Путина, а также Ахмеда Закаева, эмиссара чеченских сепаратистов, живущего в Лондоне в эмиграции. Однако, прежде всего, данное решение - это ответный шаг в деле с полонием. В британских средствах массовой информации слово неоднократно получали местные критики режима, которые вину за отравление экс-шпиона Александра Литвиненко возлагали на российские спецслужбы и частично - лично на Путина. Уже в конце ноября русская служба ВВС лишилась своей FM-частоты в Москве. Радиостанцию сейчас можно слушать только в интернете или на коротких волнах, продираясь к ней через всевозможные шумы. Ее отлучение от эфира, цитируют британские СМИ пресс-секретаря ВВС, произошло по непосредственной указке Кремля.
Там, очевидно, не приемлют даже обычные для цивилизованных стран правила обращения с иностранными дипломатами: с тех пор как представители пропутинского молодежного движения "Наши" начали преследовать посла Великобритании в Москве Энтони Брентона грубой бранью и даже распускать руки, дипломат осмеливается появляться на улице только в сопровождении телохранителей.
Итак, требование к европейцам вступиться за демократию в России, которое можно было услышать в субботу от президента Еврокомиссии Жосе Мануэля Баррозу, уместно. Европа, сказал Баррозу, намекая на растущую зависимость Запада от поставок российских энергоносителей, ни в коем случае не должна приносить в жертву экономическим интересам свои стандарты гражданских свобод.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях