La Vanguardia | 25 февраля 2000 г.
Когда в России царила фантазия
Мария Луиса Боррас
Автор рассказывает о выставке русских символистов, открывшейся в культурном центре Caixa в Барселоне.
Первое впечатление после посещения выставки под названием "Русский символизм" рождает мысль о том, что это направление живописи не имеет ничего общего с французским или бельгийским символизмом. В нем слабо выражена характерность и его, скорее, можно назвать конгломератом различных тенденций. Ознакомившись со 117 работами 40 художников, трудно выявить общий стиль или тенденцию. Представленные работы содержат признаки эклектики. В них можно почувствовать влияние экспрессионизма, так называемого "нового искусства", проследить черты иконописи и романтизма, искусства Византии. Кроме того, в выставленных произведениях можно найти черты реализма, который проложил дорогу соцреализму, и различного рода абстракции.
Создается также впечатление, что среди представленных русских авторов нет по-настоящему великих мастеров живописи. Тем не менее, несмотря ни на что, в русском искусстве на рубеже веков можно обнаружить протест против агностического позитивизма, который на выставке представлен двумя центрами: Санкт-Петербургским (этот город прозван офранцуженным), созданным вокруг журнала "Мир искусства", основанного Дягилевым, и московской группой "Голубая роза", открывшей путь к абстракции.
Видное место на выставке занимают 14 работ художника, скульптора и декоратора Михаила Врубеля. Они представляют собой нечто среднее между реализмом 19 века и неформальным искусством. Самого Врубеля вряд ли можно назвать настоящим представителем символизма. Говоря же о его роли в искусстве, один из организаторов выставки выразился довольно изящно, назвав Врубеля ключевой фигурой на рубеже веков, которая то опускает в преисподнюю, то поднимает в небеса.
К вышесказанному следует добавить, что посетителям выставки предоставляется прекрасная возможность ознакомиться с тем, что происходило в русском искусстве до революции, и насладиться ранними работами Кандинского ("Русская сцена", "Воскресенье"), Малевича ("Священный лес",1903 год), Филонова, Леона Баски и Натальи Гончаровой.
Кроме того, следует иметь в виду, что речь идет о первой выставке подобного рода, организуемой за пределами России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях