Financial Times | 25 февраля 2003 г.
Россия разыгрывает экономическую карту в Ираке
Владимир Кара-Мурза, Борис Немцов
На прошлой неделе Россия напомнила США о том, что может воспользоваться своим правом вето в Совете Безопасности ООН в том случае, если Вашингтон предложит резолюцию, санкционирующую военную операцию в Ираке, но в целом позиция Москвы мягче, чем позиция Парижа. Это может показаться удивительным, потому что раньше Москва всегда поддерживала Багдад, а в 1999 г. она выступала против военной интервенции ООН и НАТО в Сербии.
Однако этому есть простое объяснение. Отношения России с Сербией характеризуются старыми чувствами этнической, религиозной и культурной близости, а также геополитическими интересами Москвы на Балканах. К Ираку Россия относится более прагматично, а говоря точнее, преследует в этом регионе чисто экономические интересы. Признав их законность и дав понять, что Россия сможет действовать в русле этих интересов после свержения диктаторского режима, англо-американская коалиция может обеспечить себе поддержку Москвы.
Первая и, возможно, самая простая проблема - это долги Ирака России, размер которых - 8 млрд долл. Москва, естественно, хочет вернуть эти деньги, но, пока остается в силе режим санкций ООН, платежи маловероятны. Однако есть другой способ решить этот вопрос: коалиция США и Великобритании может признать внешние долги Ирака и гарантировать, что новый режим страны будет их выплачивать.
Вторая проблема Кремля - деловые интересы России. Инфраструктуру Ирака создавала по большей части Россия. Естественно, что российские компании заинтересованы в ее восстановлении и реконструкции. Больше всего российский бизнес интересует нефть. С конца 90-х российские компании подписали с Ираком десятки контрактов, общая прибыль от реализации которых - 600 млн долл. в год. С введением санкций эти контракты были заморожены. Очевидно, что Москва заинтересована в том, чтобы иракская экономика начала работать - с Саддамом Хусейном или без него - в том случае, если Ирак будет выполнять свои обязательства перед российскими компаниями. В течение последних недель правящий режим открыто отказывается это делать.
Последняя проблема представляется наиболее сложной. Российский бюджет в значительной степени зависит от нефтяных прибылей. Когда цена нефти выросла до 32 долл. за баррель, в стране начался период экономического роста. Но если возобновление работ на иракских нефтяных месторождениях приведет к резкому падению цены нефти, России будет очень сложно выполнять бюджетные обязательства в области образования, здравоохранения, обороны, пенсий. Кроме того, стране будет сложно обслуживать свои внешние долги. Последний продолжительный период низких цен на нефть - с января по август 1998 г. (тогда цена барреля нефти составляла 15,3 долл.) - привел к финансовому кризису в России.
Конечно, западный капитал не может гарантировать, что цена нефти будет высокой. Несмотря на это, лидеры стран Запада должны признать, что этот вопрос является очень важным для России и найти разумные способы успокоить Москву, которая боится неожиданного и резкого падения цены нефти.
Если американцы и англичане убедят Москву в том, что будущий иракский режим не будет наносить ущерб ее экономическим интересам, им будет проще добиться согласия России. В любом случае этот подход лучше, чем попытки "купить" Кремль, предоставив ему свободу действий в Чечне. Такая сделка усугубит ситуацию в регионе и будет способствовать авторитарным тенденциям, свойственным нынешнему российскому руководству.
Смена режима в Ираке представляется неизбежной. Свержение одного из самых жестоких тоталитарных режимов в истории человечества мало кого расстроит. Однако необходимо думать о будущем политических структур страны. Запад крайне заинтересован в стабильности и предсказуемости Персидского залива, а потому меньше всего Ирак нуждается в марионеточной администрации, созданной Вашингтоном. Режим, который не будет пользоваться уважением разрозненного иракского общества, может оказаться катастрофически нестабильным.
К сожалению, в связи с тиранической природой режима Хусейна в Ираке нет политических диссидентов, которых можно считать потенциальными лидерами. Единственная возможная альтернатива - это попытка договориться с более "умеренными" представителями нынешнего режима, пусть этот подход и может показаться сомнительным с моральной точки зрения.
Разговоры в московских дипломатических коридорах свидетельствуют о том, что Россия готова дать согласие при определенных условиях. Сумеет Вашингтон убедить Москву в том, что ее долги начнут выплачиваться, а условия контрактов будут соблюдаться после свержения Саддама Хусейна, - и Россия вряд ли будет стоять у него на пути.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях